Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 16 мая 2012 г. N 3.9-11/2
по проекту федерального закона N 17689-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (в части уточнения порядка создания народных предприятий) - вносят депутаты Государственной Думы С.М. Миронов, А.В. Беляков (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел указанный проект федерального закона и по его существу отмечает следующее.
Законопроект вносит ряд изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", имеющих своей целью значительно упростить порядок создания народных предприятий. Действующая редакция указанного федерального закона содержит, по мнению Комитета, неоправданные ограничения, существенным образом затрудняющие процесс образования новых народных предприятий.
В соответствии с положениями законопроекта в процесс создания народных предприятий могут быть вовлечены открытые акционерные общества, в которых их работникам принадлежит менее 49 процентов акций. Законопроектом устанавливается, что после создания народного предприятия его работникам должно принадлежать количество акций, составляющих более 51 процентов его уставного капитала, а не 75 процентов, как установлено в действующей редакции указанного Федерального закона. Также законопроект предусматривает снижение минимальной среднесписочной численности работников народного предприятия с 51 человека до 10 и отменяет ограничения по максимальной численности акционеров народного предприятия. По мнению авторов законопроекта, такие нормы будут способствовать упрощению порядка преобразования организаций в народные предприятия. Кроме того, устанавливается запрет на совмещение должностей генерального директора и председателя наблюдательного совета народного предприятия, что соответствует общим принципам разделения полномочий между органами управления хозяйственными обществами.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта и считает, что предлагаемые изменения положительно скажутся на увеличении количества создаваемых закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий). По мнению Комитета, увеличение числа предприятий, основанных на участии работников в капитале своего предприятия, будет способствовать соблюдению баланса интересов разных категорий персонала предприятия (рабочих, менеджеров) и стимулировать становление предпринимательского типа экономического поведения работников, поскольку у них инициируется интерес к конечным результатам хозяйствования в долгосрочной перспективе. Кроме того, повышаются гарантии занятости, обеспечивается взаимосвязанная реализация принципов социальной и экономической справедливости (с одной стороны, отсутствует дискриминация в наделении акциями работников, с другой, размер их доли в капитале зависит от вклада в результаты хозяйственной деятельности).
Вместе с тем, по законопроекту имеется ряд существенных замечаний.
По мнению Комитета, не является обоснованным исключение положений о минимальном размере уставного капитала народного предприятия, поскольку в этом случае возникает правовая неопределенность. Представляется целесообразным установить размер минимального уставного капитала на уровне размера, предусмотренного законодательством для закрытых (непубличных) акционерных обществ.
Необходимо внесение соответствующих изменений в положения абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" в связи с изменением законопроектом редакции абзаца первого указанного пункта (так, наличие от 35 до 45 процентов уставного капитала народного предприятия у акционеров, не являющихся работниками народного предприятия, само по себе означает соблюдение требования редактируемого абзаца первого о том, что работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 51 процентов его уставного капитала). Кроме того, нуждается в дополнительном обосновании исключение действующего положения абзаца четвертого пункта 2 статьи 4, которым регулируются отношения, связанные с неисполнением требований о приобретении работниками народного предприятия определенного количества акций народного предприятия.
Также, в связи с предлагаемым законопроектом снижением минимальной среднесписочной численности работников народного предприятия с 51 человека до 10 человек, потребуется внесение связанных изменений в пункт 1 статьи 6 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми один акционер народного предприятия, являющийся его работником, не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов уставного капитала народного предприятия. В противном случае, с учетом указанных ограничений и при численности работников народного предприятия в 10 человек, работникам народного предприятия не может принадлежать более 50 процентов акций, что делает невозможным создание народного предприятия.
Вместе с тем, по мнению Комитета, отмеченные выше замечания могут быть устранены в ходе доработки законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.