Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 47244-6 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 47244-6 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", направленный на решение комплексной задачи по формированию эффективной системы предупреждения коррупции с учетом требований международных правовых актов в этой сфере, и отмечает следующее.
Законопроект устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу (далее - контроль за расходами), определяет категории лиц, за расходами которых осуществляется контроль, порядок осуществления такого контроля, а также механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
В соответствии с законопроектом, в случае получения в установленном порядке достаточной информации о том, что лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, государственную должность субъектов Российской Федерации, муниципальную должность, должность федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, должность в Центральном банке Российской Федерации и отдельные должности в организациях, созданных для реализации государственных функций (государственные корпорации, пенсионные фонды и другие) (далее - лицо), его супругой и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельных участков и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее - сделка), в отношении указанных лиц может быть принято решение об осуществлении контроля за их расходами.
Полностью поддерживая данное концептуальное решение, Комитет вынужден признать формулировку о "достаточной информации" не в полной мере определенной, поскольку из законопроекта не ясно, что понимается под этим термином и кто принимает решение о том, является ли представленная информация достаточной.
В соответствии с законопроектом контроль за расходами лица, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя истребование от указанных лиц сведений о расходах, связанных с совершением одной сделки, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, проверку достоверности и полноты предусмотренных сведений, а также определение соответствия расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, связанных с совершением одной сделки, их общему доходу.
В целом поддерживая идею о необходимости установления источников полученных расходуемых средств, Комитет считает необходимым обратить внимание на то, что в случае осуществления безвозмездных сделок, например, дарения, механизм контроля за расходами может быть не эффективен.
При этом лицам вменяется в обязанность представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лицам. Лицо, не выполнившее указанную обязанность, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной или муниципальной службы, с работы в организациях, созданных для реализации государственных функций, как совершившее правонарушение.
Законопроектом определяются должностные лица, уполномоченные принимать решение об осуществлении контроля, государственные органы (подразделения государственных органов), подразделения либо должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также их полномочия при осуществлении контроля за расходами.
При этом устанавливается, что должностное лицо, принявшее решение об осуществлении контроля за расходами лица, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может предложить комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть результаты, полученные в ходе осуществления такого контроля, и учесть ее рекомендации при принятии решения о применении к лицу мер юридической ответственности.
Проверка достоверности и полноты сведений, осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
При выявлении в ходе осуществления контроля за расходами обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам, материалы, полученные в результате контроля, представляются в правоохранительные органы согласно их компетенции и в обязательном порядке в органы прокуратуры Российской Федерации. При получении таких материалов Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход государства земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.
Сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три последних года, предшествующих совершению сделки, предлагается размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, созданных для реализации государственных функций (государственные корпорации, пенсионные фонды и другие).
Для системного регулирования контроля за расходами подготовлен проект федерального закона N 47266-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
По мнению Комитета, указанные комплексные меры позволят существенно повысить эффективность противодействия коррупции в Российской Федерации, будут способствовать профилактике антикоррупционного поведения лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц, а также выполнить международные обязательства Российской Федерации.
Отмечая актуальность и своевременность закрепления в российском законодательстве унифицированного правового механизма, обеспечивающего контроль над источниками средств, на которые приобретается имущество, Комитет полагает, что на основании последующей правоприменительной практики возможно существенно усовершенствовать предложенные меры. Об этом свидетельствует международная практика контроля за соответствием расходов должностных лиц их доходам, на основании которой можно утверждать, что контроль за расходуемыми средствами может распространяться на должностных лиц в течении некоторого времени после ухода со службы. Полагаем, что после дополнительного анализа указанные меры могли бы быть реализованы и в отечественном законодательстве. Кроме того, в последствии можно было бы говорить не только о расходах, касающихся приобретения земельных участков и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), но и совершения иных сделок.
В целом Комитет по федеративному устройству и местному самоуправлению поддерживает концепцию проекта федерального закона N 47244-6 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.