Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 47244-6 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеется.
Положение подпункта "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 законопроекта об установлении законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами перечня должностей муниципальной службы, в отношении которых устанавливается контроль за расходами, нуждается в уточнении, поскольку, исходя из предложенной редакции, неясно, кем именно будет устанавливаться такой перечень.
Часть 2 статьи 2 законопроекта определяет порядок осуществления контроля за расходами федеральных судей, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Вместе с тем проектом федерального закона N 47266-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходах" вносится изменение в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому все судьи обязаны предоставлять сведения о своих расходах, расходах супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
По тексту законопроекта используется терминологический ряд "общий доход этого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы)" (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4, подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 4 проекта), что требует дополнительного обсуждения. При этом следует обратить внимание, что в статье 20 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" отсутствует предлагаемое ограничение о предоставлении сведений о доходах только по основному месту работы. Кроме того, в соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, сведения о доходах предоставляются по всем видам дохода. По нашему мнению, принимая во внимание положения главы 44 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы совместительства, для подтверждения расходов также должны учитываться сведения о доходах, получаемых из всех источников, а не только по основному месту работы.
Подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 4 законопроекта, детализирующий процедуру контроля, следует соотнести с иными положениями законопроекта (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 9), устанавливающими обязанность лиц, замещающих (занимающих) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 законопроекта, предоставлять сведения о расходах, связанных с совершением каждой сделки, указанной в части 1 статьи 3 законопроекта. При этом следует обратить внимание, что истребование от данного лица сведений и определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей будет связано с совершением только одной сделки.
Нуждается в согласовании используемая в законопроекте терминология (статьи 8 и 15 законопроекта). При этом используемое законопроектом понятие "в установленном порядке" (часть 3 статьи 9 законопроекта) носит бланкетный характер и нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку неопределенность такого правового содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок. Также во избежание неопределенности правовой нормы требует уточнения понятие "достаточная информация" (часть 1 статьи 4 законопроекта), а также понятие "уважительные причины" (часть 1 статьи 7 законопроекта).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 11 законопроекта органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 законопроекта, вправе наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию. Вместе с этим, согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" "наведение справок" относится к оперативно-розыскным мероприятиям, проводимым органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 13 указанного Федерального закона.
В статье 17 проекта предусмотрено обращение в суд Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров с соответствующим заявлением "в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации". В связи с этим отмечаем, что данные вопросы регулируются процессуальным законодательством (см., например, статьи 4, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.