Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 448428-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы М.Т. Гаджиевым, а также М.А. Аюповым Г.С. Дорошенко, Б.И. Кодзоевым, Е.Н. Трофимовым и др. в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный проект, сообщаем следующее. Законопроект вносится в Государственную Думу в пакете с проектом федерального закона N 448425-4 "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации", которым, в частности, устанавливаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования. Обращаем внимание, что данные полномочия не предусмотрены пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в качестве полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, данные полномочия отсутствуют в перечне вопросов местного значения, перечисленных статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В этой связи обращаем внимание, что проектом федерального закона N 448428-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации" не предусмотрено внесение соответствующих изменений в указанные Федеральный закон N 184-ФЗ и Федеральный закон N 131-ФЗ. Следовательно, для достижения согласованного правового регулирования полагаем необходимым дополнительно проанализировать комплекс предлагаемых законопроектом N 448425-4 полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования малочисленных народов с учетом требований Федерального закона N 184-ФЗ и Федерального закона N 131-ФЗ в целях их закрепления представленным законопроектом N 448428-4 в соответствующих положениях указанных федеральных законов (см. статьи 9, 10 законопроекта N 448425-4).
Статьей 1 проекта вносятся изменения в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", в соответствии с которыми перечни объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня и регионального уровня дополняются пунктами, в которых предусматривается проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности федерального и регионального значения соответственно, иных территориях, образуемых в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и их объектов. В связи с этим полагаем необходимым уточнить, что понимается под понятием "проектная документация", не охватывается ли это понятие уже перечисленными в статьях 11 и 12 вышеназванного Федерального закона объектами экологической экспертизы, имея в виду, что государственная экологическая экспертиза проводится при необходимости на всей территории Российской Федерации, включая территории традиционного проживания коренных малочисленных народов.
Статьей 2 проекта пункт 6 статьи 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в котором дано определение этнологической экспертизы, излагается в новой редакции. Полагаем, что данное определение нуждается в существенной доработке как с точки зрения редакции, так и по существу, поскольку по сравнению с ныне действующим определением сужает сферу подлежащих экспертизе направлений исследования.
Статьей 4 законопроекта вносятся изменения в статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время действуют в иной редакции.
Статьей 5 законопроекта предлагается изложить в новой редакции статью 48 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрев преимущественное право лесопользования лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.
Обращаем внимание, что ни проект федерального закона N 448425-4, ни рассматриваемый законопроект не определяют правовое содержание и механизм реализации данного преимущественного права. Кроме того, понятие "лесопользование" в действующем Лесном кодексе Российской Федерации не применяется.
Аналогичное замечание относится к предлагаемой законопроектом новой редакции статьи 54 Водного кодекса Российской Федерации (см. статья 6 законопроекта).
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.