Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 82815-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
Субъектом законодательной инициативы выступает Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай.
Основанием разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, вправе ли высшие учебные заведения самостоятельно устанавливать и выплачивать надбавки научно-педагогическим работникам высших учебных заведений не в твердом размере, установленном абзацами четвертым, пятым пункта 5 статьи 30 Федерального закона, а исходя из занимаемой доли ставки.
Целью принятия данного законопроекта являются: единообразное применение условий выплаты надбавок научно-педагогическим работникам высших учебных заведений; стимулирование труда преподавателей высших учебных заведений; привлечение высококвалифицированных кадров; повышение уровня преподавания научных и специальных дисциплин; укрепление научно-педагогического потенциала и повышение его роли в инновационном развитии экономики России.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон), научно-педагогическим работникам высших учебных заведений Российской Федерации установлены надбавки за наличие ученых степеней в размере 3000 (трех тысяч) рублей за ученую степень кандидата наук и 7000 (семь тысяч) рублей за ученую степень доктора наук.
Однако, в настоящее время сложилась неоднозначная правоприменительная и судебная практика. В одних вузах Российской Федерации выплачивают в размере, установленном указанными положениями Федерального закона, в других - пропорционально отработанному времени.
Между тем, в решении Октябрьского районного суда города Самары от 01.04.2010 года удовлетворили иск научно-педагогического работника к высшему учебному заведению о выплате надбавки за наличие ученой степени в твердой сумме независимо от фактически отработанного времени, а решением Горно-Алтайского городского суда от 20.11.2009 года было отказано научно-педагогическому работнику в удовлетворении исковых требований, так как суд посчитал, что указанная выплата сотрудникам профессора-преподавательского состава, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук, производится исходя из занимаемой доли ставки (т. е. пропорционально отработанному времени).
Исходя из правовой позиции, выраженной в Постановлении Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. по делу N Ф03-5159/2009, из буквального толкования пункта 1 статьи 30 указанного Федерального закона следует, что высшее учебное заведение самостоятельно только определяет размеры надбавок, перечень которых не предусмотрен Федеральным законом, доплат, премий и других мер материального стимулирования, а не устанавливает надбавки. Следовательно, право по определению размеров надбавок не относится к понятию их установления.
Таким образом, суды разных субъектов Российской Федерации принимают по одному и тому же предмету спора противоположные решения, тем самым нарушая конституционный принцип равенства всех перед законом.
Однако, в финансово-экономическом обосновании к Федеральному закону от 16.10.2006 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" были произведены расчеты необходимых сумм исходя из размеров надбавок 3000 (трех тысяч) рублей и 7000 (семи тысяч) рублей. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что разработчики проекта указанного федерального закона предусматривали, что выплата надбавок будет осуществляться именно в указанных размерах, а не пропорционально должностному окладу (ставке) или фактически отработанному времени.
Представленный проект федерального закона устраняет возможность неоднозначного толкования и применения положений статьи 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", определяя условия о выплате надбавок за наличие ученых степеней научно-педагогическим работникам высших учебных заведений Российской Федерации вне зависимости от фактически отработанного времени.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения или прекращения действия других нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.