Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 198176-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и принятый Государственной Думой в 1-ом чтении "9" ноября 2007 года
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 198176-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-ом чтении "9" ноября 2007 года.
Представленный проект федерального закона направлен на совершенствование отдельных миграционных отношений в сфере действующего законодательства Российской Федерации, - в части уточнения правового регулирования порядка депортации и административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
В связи с указанной концепцией рассматриваемого законопроекта, его положениями инициируется уточнение, в частности, процедур административного выдворения за пределы Российской Федерации в тех случаях, когда такое действие осуществляется в форме контролируемого самостоятельного выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из нашей страны. (Известно, что возможность указанной формы административного выдворения действующим законодательством уже предусмотрена - в части 1 статьи 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - однако непосредственные правила о процедурах, связанных с регламентацией в процессе административного выдворения соответствующих действий уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, в сегодняшнем российском законодательстве отсутствуют. )
При этом рассматриваемым законопроектом предложено не только установить более четкие процедуры административного выдворения и депортации, но и отрегулировать правовые механизмы осуществления данных процедур, - для обеспечения их эффективного применения в правоприменительной практике.
Представленный проект федерального закона N 198176-4 был внесен на рассмотрение Государственной Думы "14" июля 2005 года, а принят в 1-ом чтении, как уже отмечено выше, "9" ноября 2007 года, - т.е. во время работы Государственной Думы 4-ого созыва. Для рассмотрения законопроекта во 2-ом чтении поступило 30 поправок от различных субъектов права законодательной инициативы.
Хотя рассматриваемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и не имеет каких либо противоречий с международными договорами нашей страны, однако он содержит определенные расхождения с отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, во-первых, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что вопросы о процедурах административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства должны решаться не в Федеральном законе от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в статьях которого устанавливаются не только основания и случаи применения такого вида наказания за административные правонарушения, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, но и содержатся основополагающие правила исполнения данного вида наказания. И хотя сегодняшние нормы КоАП РФ, посвященные административному выдворению, являются недостаточно всесторонними и детально регламентированными, - однако, совершенно очевидно, что с учетом предмета правового регулирования Кодекса об административных правонарушениях соответствующие уточнения и дополнения указанных норм должны включаться именно в названный Кодекс.
Во-вторых, нормами рассматриваемого законопроекта не учитываются те изменения в системе органов, осуществляющих правоприменительные функции в миграционной сфере, которые были введены в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы".
Несмотря на то, что отмеченный недочет в определенной степени вызван нормативной конкретикой того периода, когда данный законопроект разрабатывался и когда он был внесен на рассмотрение Государственной Думы в качестве законодательной инициативы, в настоящее время данный недочет не может не оцениваться в качестве существенного.
Как известно, в соответствии с вышеобозначенным Указом Президента России от 9 марта 2004 года N 314 была создана Федеральная миграционная служба, подведомственная Министерству внутренних дел Российской Федерации. В настоящее время именно эта служба, - а не указанное министерство, (как это было ранее и как это отражено в рассматриваемом законопроекте), - является компетентным государственным органом по решению вопросов, связанных, в том числе, и с депортацией иностранных граждан и лиц без гражданства, и с их административным выдворением за пределы нашей страны. Статус и компетенция Федеральной миграционной службы определены согласно другому вышеупомянутому Указу Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928, которым, в частности, утверждено соответствующее положение о ФМС России.
Таким образом, в связи с проведенной реорганизацией Министерства внутренних дел Российской Федерации в законодательных актах, посвященных регулированию каких-либо вопросов миграционного характера, в настоящее время в качестве соответствующих уполномоченных государственных органов необходимо указывать не органы внутренних дел, а органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
С учетом отмеченных обстоятельств проект федерального закона N 198176-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-ом чтении "9" ноября 2007 года, в определенной степени утратил свою актуальность, и дальнейшая работа над ним, по мнению Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, является нецелесообразной.
В связи с изложенным и в соответствии со статьей 123.1 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 198176-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-ом чтении "9" ноября 2007 года.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству "14" мая 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.