Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 565243-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, Р.В. Горячевой, О.А. Куликовым, Н.А. Останиной, Т.В. Плетневой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
Подпунктом "а" пункта 10 законопроекта предлагается дополнить полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на содержание лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также на создание специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая коррекционную помощь в раннем детском возрасте. Обращаем внимание, что предлагаемое к дополнению полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется указанными органами посредством выделения субвенций местным бюджетам на реализацию полномочий, отнесенных статьей 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) к полномочиям органов местного самоуправления. Организация же предоставления образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. С учетом изложенного, предлагаемое изменение требует дополнительного обсуждения.
В связи с тем, что полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности уже содержится в подпункте 11 пункта 1 статьи 29 Закона, полагаем предлагаемое подпунктом "б" пункта 10 законопроекта отдельное выделение полномочия по установлению нормативов содержания обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, излишним.
Исходя из содержания законопроекта, предусматривается создание специальных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в федеральных государственных образовательных учреждениях. В связи с этим требуется согласование с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что выделение бюджетных ассигнований на принятие видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Кроме того, представленный законопроект нуждается в существенной юридико-технической доработке.
Заместитель начальника управления |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.