Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 600388-5 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на борьбу с коррупцией и разработан в целях реализации предписаний Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года.
В связи с чем, предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) новой статьей 290.1, устанавливающей уголовную ответственность за незаконное обогащение должностных лиц.
Так, законопроектом предлагается за незаконное обогащение, то есть приобретение должностным лицом имущества, стоимость которого значительно превосходит его законные доходы и происхождение которого он не может объяснить разумным образом, установить лишение свободы сроком до пяти лет с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.
Незаконное обогащение, совершенное в крупном и особо крупном размере, предлагается установить в качестве квалифицирующих составов в части второй и третьей проектной статьи.
Под крупным размером предлагается установить сумму активов незаконного обогащения в размере не менее миллиона рублей, под особо крупным - свыше миллиона рублей соответственно. При этом, под имуществом применительно к проектной статье следует понимать вещи (движимые и недвижимые), деньги и ценные бумаги, имущественные права.
Как следует из пояснительной записки, предлагаемое изменение обусловлено необходимостью реализации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., согласно которой при условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно-наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
При этом, Комитет считает необходимым отметить, что статья 20 вышеуказанной Конвенции не включена в перечень статей, в отношении которых Российская Федерация обладает юрисдикцией.
Кроме того, вышеуказанное положение противоречит Конституции Российской Федерации, а именно части 2 статьи 49, а также принципам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в той части, что подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения.
Наряду с этим, в санкциях проектной статьи в качестве дополнительного вида наказания предусмотрена конфискация имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения. При этом, в соответствии со статьей 44 УК РФ, конфискация не является видом наказания, а является иной мерой уголовно-правового характера, согласно статьи 15.1 УК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду глава 15.1 УК РФ
Комитет обращает внимание на то, что примечание проектной статьи 290.1 предусматривает квалифицирующий признак в виде значительного размера, при этом сама норма такого признака не содержит.
Также Комитет отмечает, что законопроектом не предусмотрены изменения в статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющие подсудность уголовных дел и подследственность в связи с дополнением УК РФ новой статьей 290.1.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 600388-5 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думой А.Д. Куликовым, С.П. Обуховым, В.Ф. Рашкиным, Н.А. Останиной во время исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.