Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 41444-6 "О внесении изменений в главу 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о признании земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, объектами обложения земельным налогом), внесенный членами Совета Федерации В.А. Новиковым, И.Н. Шубиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 41444-6 "О внесении изменений в главу 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный членами Совета Федерации В.А. Новиковым, И.Н. Шубиным, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в нормы пункта 3 части 2 статьи 389 и пункта 1 части 1 статьи 394 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие включение в число объектом обложения земельным налогом (с налоговой ставкой в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка) земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В настоящее время согласно действующим нормам НК РФ (пункт 3 части 2 статьи 389) указанные земельные участки не признаются объектом налогообложения.
Следует отметить, что земельный налог и налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и поступления от них в полном объеме подлежат зачислению в бюджеты поселений и городских округов (статья 15 НК РФ, статьи 61 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем в настоящее время в части второй НК РФ (часть 2 статьи 389, часть 5 статьи 391, статья 395) и Законе Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (статья 4) установлено ряд льгот и исключений в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и объектов по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, что сокращает доходную базу местных бюджетов.
Полагаем, что отмена установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам - это не только переход к более справедливому способу формирования собственных налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но и способ повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а значит - и ответственности за принимаемые ими решения в налогово-бюджетной сфере. О необходимости поэтапного решения данного вопроса говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 22.12.2011, а также в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике.
В связи с этим в целях расширения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимо рассмотреть вопрос о поэтапной отмене всех льгот по региональным и местным налогам, установленным законодательством Российской Федерации. Отмена данных льгот позволит увеличить доходную базу бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, примерно, на 200 млрд. рублей.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, введение в действие соответствующего федерального закона потребует выделение федеральными органами исполнительной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, дополнительных средств на уплату земельного налога в размере не менее 3 млрд. рублей. В то же время законопроектом предусматривается, что он должен вступить в силу только с 1 января 2013 года.
В связи с этим при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" необходимо проработать вопрос о компенсации из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти увеличения их расходов по уплате земельного налога, в связи с отменой установленных законодательством Российской Федерации льгот по нему.
Кроме того, нормы части 1 статьи 394 НК РФ предусматривают, что налоговые ставки по земельному налогу не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении некоторых других земельных участков, перечисленных пункте 1 части 1 данной статьи НК РФ. В отношении прочих земельных участков налоговые ставки по земельному налогу не могут превышать 1,5 процента. Поэтому полагаем, что вопрос об определении предельного размера налоговой ставки в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, также нуждается в дополнительной проработке с учетом финансовых возможностей государства.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.