Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 284076-4 "О техническом регламенте о парфюмерно-косметической продукции", внесенному депутатами Государственной Думы В.Р. Мединским, О.В. Савченко, членами Совета Федерации В.Г. Завадниковым, Г.М. Нагинским, С.В. Шатировым, а также П.Б. Щелищем, Н.И. Сапожниковым, А.А. Агеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона (далее - законопроект), Правовое управление сообщает следующее.
В части 2 статьи 1 законопроекта записано, что "объектом технического регулирования настоящего Федерального закона является парфюмерно-косметическая продукция", в то же время в законопроекте устанавливаются также требования к процессам хранения, перевозки и утилизации парфюмерно-косметической продукции. В этой связи указанные процессы в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) также следует отнести к объектам технического регулирования проектируемого технического регламента. При этом следует иметь в виду, что в случае отнесения указанных процессов к объектам технического регулирования в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ необходимо установить правила их идентификации и оценки соответствия.
Определение парфюмерно-косметической продукции, данное в статье 2 законопроекта, нуждается, на наш взгляд, в уточнении в целях однозначного разграничения парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств. Такое разграничение необходимо в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (например, указание производителем на этикетке парфюмерно-косметической продукции на ее лечебные свойства). С этой же точки зрения нуждается, на наш взгляд, в уточнении и статья 11 законопроекта, которой устанавливаются требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции. Считаем целесообразным включить в положения указанной статьи требования о необходимости указания достоверных свойств продукции в соответствии с целью, предусмотренной пунктом 3 части 2 статьи 3 законопроекта ("очищение", "изменение внешнего вида_", "уход", "коррекция запаха") и недопустимости указания ее лечебных свойств.
Из редакции части 1 статьи 11 законопроекта следует, что маркировка парфюмерно-косметической продукции может наноситься только на сопроводительную документацию к ней. Это положение, с одной стороны, приводит к внутреннему противоречию в самой статье 11 законопроекте, так как из ее частей 2 и 4 видно, что маркировка не может наноситься на сопроводительную документацию, а также не согласуется со статьей 28 Федерального закона N 184-ФЗ, из пункта 2 которой также следует, что собственно сама маркировка не наносится на сопроводительную техническую документацию.
В отношении статьи 13 законопроекта, согласно которой изготовителю предоставляется право самостоятельно устанавливать требования к процессам перевозки парфюмерно-косметической продукции, следует отметить, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 184-ФЗ не включенные в технический регламент обязательные требования к продукции или к связанным с ней процессам не могут носить обязательный характер.
Статьей 14 законопроекта устанавливается, что по истечении срока годности парфюмерно-косметическую продукцию утилизируют как "бытовой отход". Кроме того, изготовителю предоставляется право устанавливать иные требования к процессу утилизации парфюмерно-косметической продукции, чем требования технического регламента. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности (статья 4.1), а лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (статья 14). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В статье 21 законопроекта установлены особенности государственной регистрации парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для детей в возрасте до трех лет. На наш взгляд, дополнительного обоснования с позиции обеспечения безопасности указанной продукции требуют положения, согласно которым:
- парфюмерная (ароматическая) композиция указывается как единый ингредиент без раскрытия ее состава (пункт 2 часть 3 статья 21);
- сведения о наличии веществ, входящих в состав указанной продукции и запрещенных к использованию в качестве ингредиентов без выполнения установленных ограничений, приводятся лишь в случае превышения их допустимой концентрации (пункт 3 часть 3 статья 21). На наш взгляд, необходимо не только указывать их наличие в любой концентрации, но и предусмотреть в техническом регламенте показатели максимально допустимой концентрации таких веществ в отношении косметических средств, предназначенных для такой категории потребителей, как дети до трех лет.
Статья 22 законопроекта, устанавливающая порядок проведения и формы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований проектируемого технического регламента, в целом нуждается в приведении в соответствие с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (контроля) надзора и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и главой 6 Федерального закона N 184-ФЗ. В частности, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом N 294-ФЗ положения рассматриваемой статьи законопроекта, устанавливающие формы государственного контроля (надзора) (пункт 3 статьи 22). Пункт 4 указанной статьи, относящий к полномочиям органа государственного контроля (надзора) выдачу предписания о запрете передачи продукции, не соответствует части 1 статьи 34 Федерального закона N 184-ФЗ, которой такого полномочия органа государственного (контроля) не предусмотрено. Вопросы приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в рамках процедур, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (см. статьи 3.12 и 27.16).
Обращаем внимание, что в законопроекте содержатся термины, создающие правовую неопределенность, такие, как "можно разумно предвидеть" (часть 1 статьи 4), "должна быть читаемой" (часть 5 статьи 11) и ряд других. Законопроект нуждается в выверке и согласовании используемых в нем терминов, понятий. Например, в пункте 3 статьи 2 законопроекта дается понятие "антиперспиранты", тогда как в части 2 статьи 6 используется понятие "дезодоранты-антиперспиранты", а в приложении 3 - "дезодоранты, антиперспиранты" и т.п.
Иные замечания правового характера, а также замечания юридико-технического характера в виде правки по тексту законопроекта переданы в рабочем порядке.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.