Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 284076-4 "О техническом регламенте о парфюмерно-косметической продукции", внесенному депутатами Государственной Думы О.В. Савченко, Н.И. Сапожниковым, А.А. Агеевым и В.Р. Мединским, П.Б. Шелищем, в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, членами Совета Федерации В.Г. Завадниковым, С.В. Шатировым и Г.М. Нагинским в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона (далее - законопроект), Правовое управление сообщает следующее.
В части 2 статьи 1 законопроекта записано, что "объектом технического регулирования настоящего Федерального закона является парфюмерно-косметическая продукция", вместе с тем в законопроекте устанавливаются также требования к процессам хранения, перевозки и утилизации парфюмерно-косметической продукции. В этой связи указанные процессы в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) также следует отнести к объектам технического регулирования проектируемого технического регламента. При этом следует иметь в виду, что в случае отнесения указанных процессов к объектам технического регулирования в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ необходимо установить правила их идентификации и оценки соответствия.
Содержащееся в законопроекте описание объектов технического регулирования нуждается, на наш взгляд, в уточнении с целью однозначного разграничения парфюмерно-косметической продукции и медицинской продукции. Такое разграничение необходимо в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (например, указание производителем на этикетке парфюмерно-косметической продукции на ее лечебные свойства).
Необходимо определить круг субъектов, для которых требования проектируемого технического регламента являются обязательными.
Согласно части 2 статьи 4 законопроекта безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований к потребительской упаковке, к информации для потребителей, а также к определенным показателям, отражающим качественный состав продукта. На наш взгляд, процесс хранения парфюмерно-косметической продукции также отражается на безопасности продукции, в связи с чем указанное положение законопроекта нуждается в соответствующем дополнении.
Статьей 11 законопроекта устанавливаются требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции. Учитывая, что целью установления технического регламента является в том числе предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей (статья 6 Федерального закона N 184-ФЗ), считаем целесообразным включить в положения указанной статьи требования о необходимости указания достоверных свойств продукции в соответствии с целью ее применения, согласно пункту 3 части 2 статьи 3 законопроекта ("очищение", "изменение внешнего вида_", "уход", "коррекция запаха") и недопустимости указания ее лечебных свойств.
В отношении статьи 13 законопроекта, согласно которой изготовителю предоставляется право самостоятельно устанавливать требования к процессам перевозки парфюмерно-косметической продукции, следует отметить, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 184-ФЗ не включенные в технический регламент обязательные требования к продукции или к связанным с ней процессам не могут носить обязательный характер.
Статьей 14 законопроекта устанавливается, что по истечении срока годности парфюмерно-косметическую продукцию утилизируют как "бытовой отход". Кроме того, изготовителю представляется право устанавливать иные требования к процессу утилизации парфюмерно-косметической продукции, чем требования технического регламента. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности (статья 4.1), и лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (статья 14). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Статьями 17 - 19 законопроекта установлены две схемы декларирования соответствия: на основе собственных доказательств; на основе собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны. При этом не указано, в каких случаях применяется каждая из указанных схем.
В пункте 7 части 2 статьи 18 законопроекта следует уточнить, о каких документах, подтверждающих соответствие потребительской упаковки, идет речь.
В статье 21 законопроекта установлены особенности государственной регистрации парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для детей в возрасте до трех лет. На наш взгляд, дополнительного обоснования с позиции обеспечения безопасности указанной продукции требуют положения, согласно которым:
- парфюмерная (ароматическая) композиция указывается как единый ингредиент без раскрытия ее состава (пункт 2 части 3 статьи 21);
- сведения о наличие веществ, входящих в состав указанной продукции и запрещенных к использованию в качестве ингредиентов без выполнения установленных ограничений, приводятся лишь в случае превышения их допустимой концентрации (пункт 3 части 3 статьи 21). На наш взгляд, необходимо не только указывать их наличие в любой концентрации, но и предусмотреть в техническом регламенте показатели максимально допустимой концентрации таких веществ в отношении косметических средств, предназначенных для такой категории потребителей, как дети до трех лет.
Законопроектом устанавливается необходимость предоставления для государственной регистрации парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для детей в возрасте до трех лет, протоколов исследований (испытаний) такой продукции, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) (пункт 5 части 3 статьи 21). При этом цель и предмет таких исследований (испытаний) проектом не устанавливаются.
Статью 22 законопроекта, устанавливающую порядок проведения и формы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента, полагаем необходимым согласовать с предметом и требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующего порядок организации и проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля. В частности, необходимо привести в соответствии с указанным Федеральным законом положения законопроекта (пункт 3 статьи 22), устанавливающие формы государственного контроля (надзора).
В пункте 1 статьи 22 законопроекта следует указать, что государственный контроль (надзор) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и защиты прав потребителей в соответствующей сфере деятельности.
Пункт 4 статьи 22 законопроекта в части отнесения к полномочиям органа государственного контроля (надзора) выдачу предписания о запрете передачи продукции не соответствует части 1 статьи 34 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не предусматривающей такие полномочия органа государственного контроля (надзора).
Обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится принятый в первом чтении проект федерального закона N 629835-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", направленный на уточнение положений по вопросам осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Полагаем необходимым согласовать положения проектируемой статьи 22 с принятой концепцией указанного проекта федерального закона N 629835-5.
Следует также отметить, что в законопроекте содержатся термины, создающие правовую неопределенность, такие, как "можно разумно предвидеть" (часть 1 статьи 4), "должна быть читаемой" (часть 5 статьи 11) и ряд других. Законопроект нуждается в выверке и согласовании используемых в нем терминов, понятий. Например, в пункте 3 статьи 2 законопроекта дается понятие "антиперспиранты", тогда как в части 2 статьи 6 используется понятие "дезодоранты-антиперспиранты" и т.п.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
1. Наименование законопроекта изложить следующим образом:
Технический регламент о парфюмерно-косметической продукции
2. В тексте законодательного акта не должно быть никаких сокращений, например, "т.д.", "др.", "мг/кг".
Обращаем внимание, что по тексту законопроекта есть ссылки на приложения 1 - 7, но текста самих приложений нет.
3. Статью 23 законопроекта необходимо изложить следующим образом:
Статья 23. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением статьи 11 настоящего Федерального закона.
2. Статья 11 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении двух лет после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.....(далее по тексту).....настоящим Федеральным законом.
4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положения Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", положения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в части оценки и подтверждения соответствия парфюмерно-косметической продукции не применяются.
5. Сертификаты соответствия.......(далее по тексту)....срока их действия.
6. Установить, что в течении 5 лет .....(далее по тексту).....требованиям настоящего Федерального закона.
7. В течении 5 лет .....(далее по тексту части).....или нотариально.
По тексту части 7 статьи 23 законопроекта слова "части 7 настоящей статьи" заменить словами "настоящей части" (встречаются несколько раз).
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.