Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 561320-5 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части увеличения размера стипендий), внесенному депутатами Государственной Думы В.Е. Шудеговым, О.Л. Михеевым, А.В. Беляковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается повысить с 1 января 2012 г. размер стипендии студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, с 1100 рублей до 2850 рублей.
Вопрос о совершенствования стипендиального обеспечения студентов учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования является, безусловно, актуальным и не раз рассматривался руководителями страны на встречах со студентами. Различные подходы к формированию стипендии неоднократно обсуждались образовательным сообществом, в том числе в ходе общественного обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", при проведении Государственной Думой парламентских слушаний по теме "О проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 20 октября 2011 года.
Консолидированная точка зрения, отражающая принципы, поддержанные большинством представителей профессионального сообщества, состоит в переходе на организационно-экономическую модель, в рамках которой законодательно устанавливаются:
минимальный размер стипендии в соотношении с минимальным размером оплаты труда;
увеличение размеров выплачиваемых стипендий за счет увеличения размеров стипендиального фонда;
право образовательного учреждения с участием обучающихся самостоятельно принимать решения о размерах назначаемых стипендий в пределах установленных правил.
Нормативное оформление указанной организационно-экономической модели представлено в подготовленном Министерством образования и науки Российской Федерации проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":
- минимальный размер стипендии должен быть установлен в соотношении с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) (не менее трети МРОТ для обучающихся по программам СПО, не менее половины МРОТ для обучающихся по программам ВПО, не менее МРОТ для аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров);
- стипендия должна выплачиваться в размерах, определяемых организацией с учетом мнения совета обучающихся.
Следует также отметить, что уже в 2011 году в соответствии с Федеральным Законом от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" были предприняты шаги по наращиванию объема стипендиального фонда - предусмотрены и выделены средства на увеличение стипендиального фонда с 1 сентября 2011 года на 9 процентов и на 20 процентов. В текущем году финансирование стипендиального фонда осуществляется с учетом прошедшего увеличения.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту при расчете используется соотношение размера стипендии с величиной прожиточного минимума на душу населения в Российской Федерации. Однако закрепление в законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" фиксированной суммы стипендии противоречит вышеуказанной концепции.
При подготовке законопроекта не учтены требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой законопроект должен содержать нормы, определяющие источники и порядок обеспечения увеличения расходных обязательств. Таким образом, вопрос об источниках финансирования, необходимых для реализации данного законопроекта, не решен.
Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие законопроекта, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит существенные правовые замечания.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 29 субъектов Российской Федерации, 6 отрицательных и 23 положительных;
- высших исполнительных органов государственной власти 46 субъектов Российской Федерации - 30 отрицательных и 16 положительных.
При этом законопроект не поддержали 5 субъектов Российской Федерации, поддержали 5 субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 561320-5 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.