Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 5557-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (по вопросу установления правовых норм по содержанию и реконструкции аэродромов и аэропортов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов) - внесен депутатами Государственной Думы Ю.А. Напсо, Я.Е. Ниловым, М.С. Рохмистровым
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 5557-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Ю.А. Напсо, Я.Е. Ниловым, М.С. Рохмистровым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на установление правовых норм по содержанию, развитию и реконструкции аэродромов гражданской авиации и аэропортов, которые должны обеспечить государственное регулирование по безопасности полетов воздушных судов.
По мнению авторов законопроекта, Воздушный кодекс Российской Федерации в основном определяет государственное регулирование использования воздушного пространства и деятельность по обеспечению потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, обеспечения обороны и безопасности государства, охраны интересов государства по вопросам безопасности полетов воздушных судов, но не содержит правовые нормы, которые должны предъявляться к содержанию, развитию и реконструкции аэродромов гражданской авиации и аэропортам.
Законопроектом предлагается дополнить Воздушный кодекс Российской Федерации нормами, посвященными техническим требованиям, предъявляемым к объектам в районе аэродромов и аэропортов и на резервируемых территориях аэродромов, а также вопросам государственного контроля при развитии и реконструкции аэродромов и аэропортов.
Комитет поддерживает необходимость развития воздушного законодательства, в том числе, совершенствования требований, касающихся строительства, реконструкции аэродромов и аэропортов. Вместе с тем к законопроекту имеется ряд существенных замечаний.
В рамках включаемой законопроектом в Воздушный кодекс Российской Федерации статьи 46.1 авторами законопроекта предлагается существенно ограничить возможность строительства объектов капитального строительства на соответствующем расстоянии от аэродромов.
Предусматривается, что в радиусе пятидесяти километров от аэродрома не могут быть размещены объекты высотой сто и более метров. В радиусе десяти километров - высотой сорок и более метров. В радиусе семи километров не могут быть размещены объекты высотой десять и более метров, а в пределах полутора километров - высотой четыре метра и более.
По мнению Комитета, такие нормы способны привести к затруднению развития указанных территорий, учитывая, что большинство аэропортов в Российской Федерации находится либо в непосредственной близости к городам, либо внутри их границ. Следует отметить, что с учетом предлагаемых мер в зону запрета высотного строительства попадает практически вся территория города Москвы и Санкт-Петербурга, что не может быть поддержано.
Кроме того, указанные требования в настоящее время регулируются Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138, которые приняты в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации. Включение соответствующих норм в Воздушный кодекс представляется нецелесообразным.
Более того, законопроект не содержит оговорки о распространении запрета нахождения объектов определенной высоты на соответствующих расстояниях от аэродрома только на вновь строящиеся объекты. При таком подходе не ясно, какие последствия принятие закона влечет в отношении уже существующих объектов, потребуется ли их снос или реконструкция.
Следует также отметить, что предлагаемая законопроектом статья 46.1 Воздушного кодекса Российской Федерации содержит нормы, противоречащие положениям статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации "Размещение различных объектов в районе аэродрома".
Согласно пункту 2 предлагаемой статьи 46.1 в районе аэродромов и на резервируемых территориях аэродромов параметры намечаемых к строительству и реконструкции объектов подлежат согласованию с собственниками аэродромов и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с ведомственной принадлежностью намечаемых к строительству и реконструкции объектов. Из данной нормы следует, что такое согласование параметров требуется в отношении каждого объекта капитального строительства, размещение которого планируется на указанных территориях.
Вместе с тем данное положение законопроекта противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, согласно которому предельные параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства устанавливаются градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Подготовка проектной документации и строительство объектов в соответствии с такими параметрами осуществляется без каких-либо согласований с иными органами и организациями.
Вызывает возражение также пункт 4 предлагаемой законопроектом статьи, согласно которой согласованию в соответствии с пунктом 2 указанной статьи подлежат ряд объектов (например, имеющих взрывную или радиационную опасность), независимо от места их размещения. Наличие такой неопределенной формулировки в федеральном законе может привести к неоднозначному пониманию норм и существенным проблемам в правоприменительной практике, что не может быть поддержано.
Необходимо также отметить, что законопроект содержит ряд положений, дублирующих нормы Воздушного кодекса Российской Федерации, либо выходящих за пределы его правового регулирования.
Так, выходит за пределы предмета правового регулирования Воздушного кодекса Российской Федерации положение законопроекта о сроке амортизации и эксплуатации воздушных судов.
Законопроектом также предлагается дополнить Воздушный кодекс Российской Федерации новой статьей 51.1 "Осуществление государственного контроля при развитии и реконструкции аэродромов и аэропортов". Указанная норма не учитывает, что статьей 28 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрен государственный надзор в области гражданской авиации.
Кроме того, в части обеспечения безопасности при развитии и реконструкции аэродромов и аэропортов следует отметить, что при строительстве и реконструкции указанных объектов осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При этом согласно части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного указанным Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Таким образом, предлагаемая законопроектом статья также противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает проект федерального закона N 5557-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.