Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 88331-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа) (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. N Пр-634 и пунктом 4 поручения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2011 г. N АЖ-П12-1623 с целью правового регулирования труда работников, работающих вне места расположения работодателя.
В настоящее время при быстром развитии информационных технологий все большее распространение получает так называемая дистанционная занятость.
Сегодня вне места расположения работодателя работают специалисты с разной степенью квалификации: инженеры, юристы, переводчики, журналисты, редакторы, дизайнеры, программисты, аудиторы и др. деятельность которых не связана с изготовлением каких-либо изделий.
Среди преимуществ данной формы организации труда можно выделить следующие:
сокращение издержек работодателя на аренду помещений и организацию рабочих мест;
экономия времени, энергии и средств работника вследствие отсутствия транспортных проблем - доставка до рабочего места и обратно. Как следствие, уменьшение загрязнения окружающей среды из-за сокращения транспортных потоков;
рост производительности труда при его организации в соответствии с желанием работника в более комфортных домашних условиях.
Дистанционная занятость повышает деловую активность и занятость населения, поскольку, работники получают возможность работать, не покидая дома. Работодатели при этом могут привлечь работников, не обеспечивая последних рабочими местами.
Внимание государства к проблеме развития рынка труда нашло отражение также в п. 6 раздела 3 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, поскольку гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики.
Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.
Повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте.
Развитие информационных технологий оказало влияние на организацию рабочего процесса. Посредством электронного документооборота работодатель имеет возможность поручать работнику задания, оперативно корректировать результаты его работы и т.д.
Неурегулированность вопросов, связанных с таким видом труда, в том числе отсутствие правовых оснований для заключения трудового договора с применением электронной подписи, приводит к тому, что значительное количество граждан, при фактически складывающихся трудовых отношениях, лишены возможности трудоустройства.
Законопроектом предусматривается, что трудовой договор с дистанционными работниками может заключаться в электронном виде, а также вводится норма о том, что сведения о дистанционной работе по желанию работника могут не вноситься в трудовую книжку.
Документами, подтверждающими период дистанционной работы, в этом случае, будут являться копии трудового договора и приказа о прекращении трудового договора, заверенные надлежащим образом работодателем.
В этой связи, законопроектом предлагается установить в законодательстве возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи при заключении, изменении, прекращении трудового договора с данной категорией работников, в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, связанных с необходимостью проставления сторонами трудового договора росписей (подписей).
Законопроектом предлагается предусмотреть норму о том, что работник, выполняющий работу вне места расположения работодателя, распределяет свое рабочее время и время отдыха по своему усмотрению, если иное не предусмотрено трудовым договором.
Законопроектом предусматривается, что документы, предъявляемые при поступлении на работу, представляются указанными работниками в электронном виде.
Кроме того, ознакомление дистанционных работников с документами, предусмотренными статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации, допускается в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа) не потребует дополнительных ассигнований за счет средств федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа) (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об электронной подписи" (в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.