Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 88170-6 "О Фонде перспективных исследований"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N Пр-2954 о создании в форме некоммерческой организации (фонда) обособленной структуры в целях обеспечения заказа и сопровождения прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства, модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации и создания инновационных технологий и производства продукции военного, специального и двойного назначения.
Законопроектом определяются правовое положение, полномочия и функции, порядок управления деятельностью, порядок формирования имущества Фонда перспективных исследований (далее - Фонд), создаваемого в целях содействия осуществлению прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства.
Фонд создается и осуществляет свою деятельность на основании федерального закона.
На Фонд не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", регламентирующих порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, а также положения федеральных законов "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "О несостоятельности (банкротстве)".
Фонд для достижения цели своей деятельности:
формирует научные представления о возможных угрозах, критически значимых для обороны и безопасности Российской Федерации, причинах их возникновения и путях устранения;
определяет основные направления изысканий в области прорывных высокорискованных исследований и разработок в целях развития производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
организует поиск и заказ на разработку, апробацию и сопровождение перспективных инновационных научно-технических идей и передовых конструкторских и технологических решений в области создания высокоэффективных систем вооружения, военной и специальной техники, производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
обеспечивает доведение указанных идей и решений до уровня проектов, в отношении которых будет получено теоретическое и (или) экспериментальное обоснование возможности и целесообразности практического применения (внедрения) полученных при их реализации результатов интеллектуальной деятельности в интересах обороны и безопасности государства, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения (далее - проекты);
осуществляет финансирование указанных мероприятий и проектов;
распоряжается правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда, а также правами на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенными Фондом на основании договоров, и обеспечивает передачу таких прав для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;
осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.
Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда, добровольных имущественных взносов, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Фонда.
В качестве имущественного взноса Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации Фонду выделяются бюджетные ассигнования федерального бюджета и иное находящееся в федеральной собственности имущество.
Для реализации цели деятельности Фонда попечительским советом Фонда разрабатывается и утверждается программа деятельности Фонда на трехлетний период, которая включает в себя основные направления изысканий в области прорывных высокорискованных исследований и разработок, осуществляемых в интересах обороны и безопасности государства.
С учетом основных направлений изысканий, предусмотренных программой деятельности Фонда, Фондом будет формироваться и утверждаться перечень проектов.
Отбор проектов, формирование перечня проектов и реализация этих проектов будут осуществляться в порядке, утверждаемом попечительским советом Фонда. Перечень проектов должен содержать наименования проектов, сроки их реализации и объем средств, необходимых для реализации каждого проекта.
Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в процессе реализации проектов по заказу Фонда, и права на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные Фондом на основании договоров, в соответствии с законопроектом будут принадлежать Российской Федерации. Фонд будет распоряжаться такими правами от имени Российской Федерации в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
Права на результаты интеллектуальной деятельности будут передаваться Фондом для практического применения (внедрения) таких результатов заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" либо указанному ими юридическому лицу - в интересах обороны и безопасности государства, а также организациям, независимо от их организационно-правовой формы, - в интересах инновационного развития отраслей экономики.
Установление порядка учета результатов интеллектуальной деятельности, созданных по заказу Фонда, и прав на них, порядка учета результатов интеллектуальной деятельности, права на которые приобретены Фондом на основании договора, и этих прав, а также порядка передачи таких прав в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности возлагается на Правительство Российской Федерации.
Органами управления Фонда являются попечительский совет Фонда как высший орган управления Фонда, правление Фонда и генеральный директор Фонда.
В Фонде также создается постоянно действующий консультативный орган - научно-технический совет Фонда, на который возлагается научно-методологическое, информационно- аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Фонда.
В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе семь - представители Президента Российской Федерации, семь - представители Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета Фонда по должности, который назначается на должность Президентом Российской Федерации.
Члены попечительского совета Фонда назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет.
Председатель попечительского совета Фонда назначается Президентом Российской Федерации из числа членов попечительского совета Фонда одновременно с назначением членов попечительского совета Фонда.
Полномочия председателя и членов попечительского совета Фонда могут быть прекращены досрочно на основании решения Президента Российской Федерации.
Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, работают в Фонде не на постоянной основе.
Для обеспечения руководства деятельностью Фонда попечительский совет Фонда формирует органы Фонда, утверждает положения о них, а также утверждает программу деятельности Фонда на трехлетний период, порядок отбора проектов, порядок формирования перечня проектов и реализации этих проектов, утверждает финансовый план доходов и расходов (бюджет) Фонда на трехлетний период, а также осуществляет другие полномочия.
Генеральный директор Фонда является единоличным исполнительным органом Фонда и осуществляет руководство его текущей деятельностью.
Правление Фонда является коллегиальным исполнительным органом Фонда и осуществляет руководство текущей деятельностью Фонда, за исключением решения вопросов, отнесенных в соответствии с законопроектом к компетенции других органов управления Фонда.
В состав правления Фонда входит генеральный директор Фонда, являющийся членом правления по должности, который руководит деятельностью правления Фонда.
В законопроекте содержатся положения, устанавливающие полномочия правления Фонда и генерального директора Фонда.
Научно-технический совет Фонда подготавливает рекомендации по приоритетным направлениям прорывных высокорискованных исследований и разработок, организует поиск и проводит отбор перспективных инновационных научно-технических идей и передовых конструкторских и технологических решений, организует отбор проектов, формирует перечень проектов, разрабатывает рекомендации по подбору экспертов и экспертных организаций и устанавливает порядок их привлечения для участия в подготовке заключений научно-технического совета Фонда на отбираемые проекты, а также осуществляет иные функции, предусмотренные законопроектом и положением о научно-техническом совете Фонда.
Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда создается ревизионная комиссия Фонда. Законопроектом определяется порядок ее формирования и деятельности.
Предполагается, что Фонд будет осуществлять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также международную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроектом на Фонд возлагается обязанность подготавливать годовой отчет Фонда, который будет представляться Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Государственная регистрация Фонда осуществляется в течение 30 дней со дня официального опубликования предлагаемого федерального закона без представления дополнительных документов, за исключением сведений о месте нахождения Фонда в г. Москве, определяемого в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. Кроме того, Правительство Российской Федерации определяет размер и состав имущества (в том числе денежные средства, здания, иное имущество), подлежащего внесению в качестве первоначального имущественного взноса Российской Федерации в Фонд, обеспечивает передачу такого имущества Фонду и осуществляет иные действия в целях создания Фонда.
В соответствии с проектом федерального закона органы управления Фонда формируются в двухмесячный срок со дня официального опубликования федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О Фонде перспективных исследований"
Проектом федерального закона предусматривается создание Российской Федерацией в целях содействия осуществлению прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства обособленной структуры в организационно-правовой форме фонда - Фонда перспективных исследований (далее - Фонд).
Проектом федерального закона устанавливается, что имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда, добровольных имущественных взносов, а также за счет других законных поступлений в Фонд. Имущество Фонда принадлежит на праве собственности Фонду.
С учетом предусмотренных программой деятельности Фонда основных направлений изысканий в области прорывных высокорискованных исследований и разработок Фонд организует поиск, отбор перспективных проектов и формирование перечня проектов, а также осуществляет с привлечением экспертов и экспертных организаций подготовку заключений научно-технического совета Фонда на отбираемые проекты.
Заключение научно-технического совета Фонда должно содержать вывод о соответствии проекта основным направлениям изысканий, предусмотренных программой деятельности Фонда на трехлетний период, сроки реализации проектов и предложения по примерному объему средств, необходимых для реализации каждого проекта.
Отбор проектов, формирование перечня проектов и реализация этих проектов осуществляются в порядке, утверждаемом попечительским советом Фонда.
Проектом федерального закона устанавливается порядок распоряжения Фондом правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда, а также правами на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенными Фондом на основании договоров, для практического применения (внедрения) таких результатов интеллектуальной деятельности. При этом устанавливается, что права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат Российской Федерации. Фонд передает права на результаты интеллектуальной деятельности в целях их практического применения (внедрения): заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации "Росатом" либо указанному ими юридическому лицу - в интересах обороны и безопасности государства; организациям, независимо от их организационно-правовой формы, - в интересах инновационного развития отраслей экономики. Порядок учета результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, а также порядок передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предполагается, что первоначальное количество проектов, реализуемых Фондом, будет около 150, при этом стоимость каждого проекта может варьироваться в зависимости от объема работ. По итогам деятельности Фонда за первый год количество и стоимость проектов могут быть уточнены.
Планируется, что численность штатного персонала в первые годы деятельности Фонда будет составлять до 100 человек.
В качестве имущественного взноса Российской Федерации Фонду по решениям Правительства Российской Федерации передаются бюджетные ассигнования федерального бюджета и иное находящееся в федеральной собственности имущество.
При этом размер первоначального и последующих имущественных взносов Российской Федерации, направляемых Фонду, будет определяться в пределах общих бюджетных ассигнований, предусматриваемых на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как в области обороны и безопасности, так и в гражданской сфере.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О Фонде перспективных исследований"
Принятие федерального закона "О Фонде перспективных исследований" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятии других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.