Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 89689-6 "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается ратификация Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее - Протокол), который был подписан в Женеве 16 декабря 2011 г. Документ подготовлен в соответствии с договоренностями, достигнутыми по итогам переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), содержащимися в Докладе Рабочей группы о присоединении Российской Федерации к ВТО.
Основной задачей ратификации Протокола является обеспечение полноценного членства Российской Федерации в ВТО. Протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Протокол также устанавливает правовые основы для обеспечения выполнения Российской Федерацией своих обязательств в рамках ВТО.
После ратификации Протокол станет частью правовой системы Российской Федерации. В случае если Протоколом установлены иные правила, чем предусмотренные действующим российским законодательством, то применяются правила Протокола. Для реализации Протокола потребуется выделение бюджетных ассигнований для уплаты членского взноса Российской Федерации в ВТО в установленном порядке.
Приложения к Протоколу, являющиеся его неотъемлемой частью, (перечни обязательств Российской Федерации по тарифам/товарам и услугам, а также обязательства в Докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО (далее - Доклад Рабочей группы), на которые имеется ссылка в Протоколе, содержат правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации в части, касающейся обязательств Российской Федерации, содержащихся, в частности, в параграфах 99, 351, 382, 417, 1035, 1137, 1392, 1393, 1395 и 1398 Доклада Рабочей группы и положений Перечня специфических обязательств по услугам.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
Принятие федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." повлечет необходимость уплаты единовременного взноса в размере 175-200 тыс. швейц. франков и ежегодных членских взносов Российской Федерации в ВТО.
Основным принципом, заложенным в методологию расчета, является определение долей взносов членов ВТО в бюджет Организации на основе показателей их доли в общем объеме торговли между членами ВТО (в процентах).
Исходя из данных МВФ о доле Российской Федерации в мировой торговле за 2010 год, которая составила 1,8 %, ориентировочный размер годового взноса в ВТО составит около 3 530,0 тыс. швейц. франков (при условии членства в Организации с 1 января). С учетом присоединения к Организации позднее 1 января размер годового членского взноса будет соразмерно сокращен.
Таким образом, после ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (ориентировочно до 22 июля 2012 года) потребуется выделение в 2012 году дополнительных бюджетных ассигнований в размере 175 - 200 тыс. швейц. франков на уплату единовременного взноса и 1 750, 0 тыс. швейц. франков (по предварительным оценкам) на уплату ежегодного взноса за второе полугодие 2012 года. Соответствующий проект распоряжения Правительства Российской Федерации будет подготовлен Минэкономразвития России в установленном порядке.
Одновременно, поскольку в настоящее время Российская Федерация имеет статус наблюдателя ВТО, в 2012 году также необходимо внести взнос наблюдателя в полном объеме (29145 швейц. франков). При присоединении в течение года остаток суммы взноса будет соразмерно вычтен из членского взноса. Кроме этого, реализация обязательств Российской Федерации, связанных с членством в ВТО приведет к сокращению поступлений в федеральный бюджет в ввиду снижения ряда ставок ввозных и вывозных пошлин. По оценкам, осуществленным на базе внешнеторговой статистики за 2007 - 2011 гг. и расчетам средневзвешенных ставок, сокращение поступлений в результате снижения ставок ввозных таможенных пошлин до значений, зафиксированных на момент окончания всех переходных периодов, ориентировочно составит до 9 млрд. долларов США*(1). Вместе с тем, размеры предполагаемого сокращения поступлений могут быть полностью или частично компенсированы за счет прогнозируемого увеличения объемов торговли.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
Принятие федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." потребует принятия распоряжения Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований для уплаты членского взноса Российской Федерации в ВТО в установленном порядке.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
Принятие федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
------------------------------
*(1) Оценки производились без учета прогноза динамики экспортно-импортных цен и изменения структуры и объемов торговли в связи со снижением ставок таможенных пошлин, а также без учета возможности повышения ставок действующего тарифа в рамках связанных уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.