Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 473354-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Досье на проект федерального закона
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реформированы меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, в связи чем произошла замена основной части натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами.
Необходимо отметить, что данные изменения внесены без учета мнения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых применяются районные коэффициенты, компенсирующие неблагоприятные природно-климатические условия, а также учитывающие социально-экономические факторы, отрицательно влияющие на жизнеобеспеченность населения.
Размеры компенсаций на всей территории Российской Федерации установлены единые, в то же время стоимость одних и тех же видов услуг (например, транспортные услуги, абонентская оплата за пользование телефоном, установка телефонов и т.п.) по различным регионам страны разная.
Следовательно, необходимо дифференцировать размеры базовых ставок компенсаций либо производить их выплату с учетом районных коэффициентов для соответствующих территорий Российской Федерации точно так же, как это делается при исчислении трудовых пенсий, либо пропорционально прожиточному минимуму, определяемому по каждому субъекту Российской Федерации.
В данном случае, на наш взгляд, произошло прямое уклонение Правительства Российской Федерации от выполнения в полном объеме своих социальных обязательств, что, в свою очередь, является отказом от принципов социального государства, провозглашенных Конституцией Российской Федерации.
Замена льгот денежными компенсациями предпочтительна лишь для узкого круга граждан, которые не пользовались предоставляемыми льготами ранее в силу отсутствия в месте проживания соответствующей инфраструктуры. Следует учесть, что данная категория граждан, не используя свое право на льготы, не несла соответствующие расходы по оплате тех или иных услуг в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, натуральные льготы в отличие от денежных не были подвержены инфляции. Выплаты же на сегодняшний день не являются денежным эквивалентом льгот и не соответствуют их реальной стоимости, с ростом инфляции ухудшение сложившейся ситуации будет все больше прогрессировать.
Районные коэффициенты имеют целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях и представляют собой показатели относительного увеличения для установления равенства в зависимости от степени тяжести условий проживания.
Дискомфортные условия проживания в сочетании с высокими тарифами на электрическую энергию и транспортные услуги существенно влияют на удорожание жизни и стоимость потребительской корзины. Прожиточный минимум намного выше, чем в целом по России.
Решение вопроса об установлении районного коэффициента особенно актуально для инвалидов, так как именно эта категория населения имеет самые низкие доходы, неконкурентноспособна на рынке труда. Размер ежемесячной денежной выплаты особенно существенно влияет на бюджет семей, которые имеют в своем составе инвалидов.
В связи с этим считаем необходимым для создания социальных условий проживания, приближенных к существующим в центральных и западных регионах России, установление к ежемесячной денежной выплате районного коэффициента ветеранам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Расчет дополнительных расходов
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа общая сумма ежемесячных денежных выплат, предусмотренных статьями 23.1 Федерального закона "О ветеранах", 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 4.1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", без учета районного коэффициента составляет 22 915,01 тыс. рублей в месяц, 274 908,12 тыс. рублей в год:
инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами, и бывшие несовершеннолетние узники, инвалиды - 177 х 2 300,20 = 407,14 тыс. рублей в месяц;
военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения или увечья, полученного при исполнении обязанностей военнослужащего, - 10 х 2 300,20 = 23,00 тыс. рублей в месяц;
участники Великой Отечественной войны и бывшие несовершеннолетние узники, не являющиеся инвалидами, - 87 х 1 725,15 = 150,09 тыс. рублей в месяц;
ветераны боевых действий - 3 373 х 1 265,11 = 4 267,22 тыс. рублей в месяц;
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 36 х 1 265,11 = 45,54 тыс. рублей в месяц;
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии с 22.06.1941 по 03.09.1945, и лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах стратегического значения, - 7 х 690,06 = 4,83 тыс. рублей в месяц;
члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы - 253 х 690,06 = 174,59 тыс. рублей в месяц;
инвалиды I степени - 4 776 х 920,08 = 4 394,30 тыс. рублей в месяц;
инвалиды II степени - 3 953 х 1 150,10 = 4 546,35 тыс. рублей в месяц;
инвалиды III степени - 3 726 х 1 610,14 = 5 999,38 тыс. рублей в месяц;
дети-инвалиды - 1 824 х 1 150,10 = 2 097,78 тыс. рублей в месяц;
инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности, - 23 х 575,05 = 13,23 тыс. рублей в месяц;
граждане, перенесшие лучевую болезнь, эвакуированные в 1986 г. из зоны Чернобыльской катастрофы, и ликвидаторы 1988 - 990 г.г.- 108 х 920,08 = 99,37 тыс. рублей в месяц;
инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы и ликвидаторы 1986 - 1987 г.г. - 466 х 1 150,10 = 535,95 тыс. рублей в месяц;
дети, эвакуированные из зоны Чернобыльской катастрофы, с правом на отселение - 209 х 575,05 = 120,19 тыс. рублей в месяц;
граждане, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и ликвидаторы 1959 - 1961 г.г. - 22 х 920,08 = 20,24 тыс. рублей в месяц;
ликвидаторы 1957 - 1958г.г. - 2 х 1 150,10 = 2,30 тыс. рублей в месяц;
граждане из подразделений особого риска - 7 х 1 150,10 = 8,05 тыс. рублей в месяц;
граждане, получившие дозу облучения более 25 сЗв (бэр) - 5 х 920,08 = 4,60 тыс. рублей в месяц;
граждане, получившие дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но менее 25 сЗв (бэр) - 3 х 287,53 = 0,86 тыс. рублей в месяц.
Исходя из того, что на территории Ямало-Ненецкого автономного округа районный коэффициент равен 1,5, сумма дополнительных расходов из средств федерального бюджета составит 11457,51 тыс. рублей в месяц.
Соответственно, сумма дополнительных расходов из средств федерального бюджета составит 137 454,06 тыс. рублей в год.
ИТОГО:
в год без учета районного коэффициента - 274 980,12 тыс. рублей;
в год с учетом районного коэффициента - 412 434,18 тыс. рублей.
При этом необходимо учитывать, что указанные расходы носят временный характер, поскольку речь идет о категории населения, численность которой ежегодно сокращается.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не потребует внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.