Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 11000-5 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации изменило содержание понятия "в домах государственного или муниципального жилищного фонда", существенно ограничив этим категорию инвалидов, имеющих право на получение скидки на оплату жилого помещения. Инвалидам, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в тех же многоквартирных домах государственного и муниципального жилого фонда, но приватизировавшим свои квартиры, не предоставляются меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение. В тоже время льготы по оплате за коммунальные услуги предоставляются независимо от принадлежности жилищного фонда.
Следовательно, если инвалид, а также семья, имеющая в своем составе ребенка-инвалида, проживали в жилом помещении, находящемся в доме, относящемся к государственному или муниципальному жилищному фонду, а затем они воспользовались своим правом на приватизацию жилого помещения, то они одновременно с приватизацией теряют право на предоставление им мер социальной поддержки по плате за жилое помещение.
Сам по себе факт приватизации жилого помещения инвалидом либо членами семьи, в которой проживает инвалид, никак не может являться основанием для лишения граждан льгот по плате за жилье. Согласно требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ о недопустимости действий, ведущих к ухудшению ранее установленных социальных гарантий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в приватизированных квартирах, должны сохранить право на получение льгот по оплате жилого помещения вне зависимости то того, приватизировано оно или нет, как это предусмотрено для ветеранов труда, реабилитированных лиц и других льготных категорий граждан.
Учитывая острую социальную незащищенность данной категории, которая нуждается в особом внимании со стороны государства, исключение инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов (в случае их проживания в приватизированных жилых помещениях и жилых помещениях, находящихся в собственности) из категорий лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по плате за жилое помещение, способствует резкому снижению их уровня жизни.
Законопроектом предлагается устранить имеющуюся несправедливость в отношении инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, а также привести к единообразию правовые нормы, содержащиеся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации, в части сохранения мер социальной поддержки по плате за жилое помещение лицам при приватизации жилых помещений, в которых они проживают.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защиты инвалидов в Российской Федерации"
Расчет дополнительных расходов на предоставление льгот по оплате за жилье инвалидам и семьям, имеющим в составе детей-инвалидов.
Всего инвалидов в Российской Федерации 12 млн. 400 тыс. чел.
Из них в приватизированных и кооперативных квартирах проживает примерно 7 млн. 200 тыс. чел.
Примерно 30% от этого количества имеют льготы по оплате за жилье по иным основаниям - 2 млн. 160 тыс. чел. Таким образом, пятидесятипроцентной скидкой в соответствии со ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должны пользоваться 5 млн. 40 тыс. человек.
Постановлением Правительства РФ N 541 от 29.08.2005 г. "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" на 2006 год установлен федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в размере 41,6 руб.
Льгота предоставляется на общую площадь, приходящуюся на инвалида - около 18 кв. м.
Сумма 50-процентной скидки, предоставляемой инвалидам, от суммы оплаты за жилищно-коммунальные услуги, составит:
50% от 41,6 руб. х 18 кв. м. х 5 млн. 40 тыс. чел. х 12 мес. = 22 млрд. 643 млн. 712 тыс. руб.
С учетом того, что в стоимости жилищно-коммунальных услуг примерно 70% составляет стоимость коммунальных услуг, сумма дополнительных расходов на предоставление льгот по плате за жилье составит 6 млрд. 793 млн. 113 тыс.600 руб.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.