Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"
Расчет стоимости реализации Федерального закона "О внесении изменения в Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" проводился с учетом следующих основных положений.
Расходы федерального бюджета на осуществление мер социальной поддержки рассчитаны в ценах 01.10.2005 года;
Количество гражданских ветеранов подразделений особого риска 5 000 человек (из них 1 000 человек - участники подземных ядерных испытаний - категория подпункта д) пункта 1 Постановления). Это количество определено федеральными органами исполнительной власти и принято Правительством Российской Федерации при разработке проектов федеральных законов "О социальной защите граждан, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, проведении подземных ядерных взрывов в мирных целях, ликвидации ядерно-радиационных аварий на объектах оборонного назначения в нештатных радиационных ситуациях" в 1995 году, "О социальной защите граждан принимавших в условиях нештатных ситуаций непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, проведении подземных ядерных взрывов в мирных целях, ликвидации ядерно-радиационных аварий на военных объектах" в 1996 году, "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия" в 1998 году. В Российской Федерации военно-ядерные мероприятия, перечисленные в Постановлении, с участием гражданских лиц не проводились. Эта деятельность осуществлялась исключительно в СССР. С учетом этого, за прошедшее годы новых лиц - гражданских ветеранов подразделений особого риска, не появилось. Учитывая, что указанные основные военно-ядерные мероприятия проводились более 45 лет назад, многие ветераны подразделений особого риска, которые учитывались в расчетах затрат федерального бюджета на реализацию указанных законопроектов, ушли из жизни. Таким образом, принятое в расчетах количество гражданских ветеранов подразделений особого риска - 5000 человек является завышенным. Фактические затраты на реализацию закона будут меньше.
При подготовке финансово-экономического обоснования выше указанных законопроектов, было проведено анкетирование 656 гражданских ветеранов подразделений особого риска, что составляет 13% всех ветеранов. Анкетирование определило:
к моменту вступления закона в силу (01.01.2008) 85% ветеранов перешагнут возраст 60 лет, половина ветеранов не работает, а все лица, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 1 Постановления выйдут на пенсию;
детей дошкольного возраста у ветеранов нет, детей до 14 лет имеют единицы ветеранов, поэтому в расчетах финансового обеспечения мер социальной поддержки для детей ветеранов можно не учитывать;
все ветераны имеют страховой медицинский полис;
на учете для улучшения жилищных условий состоит 4% ветеранов.
Некоторые семьи ветеранов после их смерти имеют право на отдельные меры социальной поддержки. Объем такой социальной поддержки значительно меньше установленного для самих ветеранов. Поскольку для расчетов количество ветеранов принято по состоянию на начало девяностых годов, то есть, в том числе и ушедшие из жизни, то расходы на содержание семей после их смерти можно не учитывать - расходы уже учтены в большей мере. При этом, фактические затраты на реализацию закона будут меньше.
Ветераны имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В этом случае стоимость этого набора будет компенсирована соответствующим уменьшением причитающейся ветеранам ежемесячной денежной выплаты. Поэтому, стоимость набора социальных услуг в расчет не включен.
Меры социальной поддержки граждан из подразделений особого риска установлены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного" самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением:
лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Ниже приведены расчеты затрат федерального бюджета на реализацию закона по каждой мере социальной поддержки.
1. Пункт 1 части первой статьи 14 Закона.
Выплата пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Мера распространяется на ветеранов, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1 Постановления (4000 человек).
Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" установлено, что с 1 января 1993 г. всем работающим инвалидам пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья, профессионального заболевания и заболевания туберкулезом, выдается до четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. Все ветераны - инвалиды работают на предприятиях, в учреждениях и организациях, отчисляющих страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, и имеют стаж, необходимый для начисления пособия в размере 100 %. С учетом этого, дополнительного финансового обеспечения эта мера социальной поддержки не требует.
= 0 рублей.
2. Пункт 2 части первой статьи 14 и пункт 1 части первой статьи 15 Закона.
Обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек). Из них, нуждающимися в улучшении жилищных условий являются 4 %, или 200 человек.
Федеральной целевой подпрограммой "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства России от 16 октября 2002 г. N 760, установлено, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления состоит 30543 семьи граждан аналогичных категорий. На обеспечение их жильем выделено из федерального бюджета на 9 лет 1 236 500 000 рублей. Т.е., на каждого нуждающегося - 4498 рублей в год.
На реализацию меры социальной поддержки при аналогичных подходах ежегодно потребуется:
= 200 х 4 498 = 899 600 рублей.
3. Пункт 3 части первой статьи 14 Закона.
Оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек).
На основании абзаца 4 указанного пункта, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Постановлением Правительства России от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина и размеры федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц на 2006 год в среднем по Российской Федерации 41,6 рубля.
На реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 5 000 х 41,6 х 18 х 12 х 0,5 = 22 464 000 рублей.
4. Пункт 4 части первой статьи 14 Закона.
Доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек) и не требует расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
5. Пункт 5 части первой статьи 14 Закона.
Использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек).
Исходя из ожидаемого среднедневного размера заработной платы за 2005 год в размере 350 рублей и числа неработающих пенсионеров (50%), на реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 5 000 х 350 х 14 х 0,5 = 12 250 000 рублей.
6. Пункт 6 части первой статьи 14 и пункт 2 части первой статьи 15 Закона.
Выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек).
В соответствие с пунктом 25 постановления Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию", пособие по временной нетрудоспособности, выдается в размере 100 процентов заработка рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет. Все ветераны имеют непрерывный трудовой стаж более 8 лет, поэтому дополнительного финансирования из федерального бюджета не требуется.
= 0 рублей.
7. Пункт 7 части первой статьи 14 Закона.
Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек) и не требует расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
8. Пункт 8 части первой статьи 14 Закона.
Внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек) и не требует расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
9. Пункт 9 части первой статьи 14 Закона.
Внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек) и не требует расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
10. Пункт 10 части первой статьи 14 Закона.
Обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек) и не требует расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
11. Пункт 11 части первой статьи 14 Закона.
Внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем. Стипендия указанным лицам устанавливается в повышенных на 50 процентов размерах.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек) и не требует расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
12. Пункт 12 части первой статьи 14 Закона.
Внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек) и не требует расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
13. Пункт 13 части первой статьи 14 и пункт 3 части первой статьи 15 Закона.
Ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.
Мера распространяется на ветеранов, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1 Постановления (4000 человек).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N 292 указанная ежемесячная денежная компенсация проиндексирована до суммы 356,4 рубля.
На реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 4 000 х 356,4 х 12 = 17 107 200 рублей.
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.
Мера распространяется на ветеранов, указанных в подпункте "д" пункта 1 Постановления (1000 человек).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N 292 указанная ежемесячная денежная компенсация проиндексирована до суммы 237,6 рубля.
На реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 1 000 х 237,6 х 12 = 2 851 200 рублей.
14. Пункт 14 части первой статьи 14 Закона.
Преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек) и не требует расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
15. Статья 24 Закона.
Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.
Организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой.
Порядок оказания медицинской и лекарственной помощи указанным гражданам и ее объем определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации; этими органами осуществляется также контроль за ее качеством.
Указанным гражданам также гарантируются медицинские и лекарственные услуги в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на всей территории Российской Федерации по предъявлении страхового медицинского полиса.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год утверждена постановлением Правительства России от 28 июля 2005 г. N 461. Она распространяется и на рассматриваемую категорию граждан. Нормативные акты Российской Федерации не содержат особенностей по дополнительному финансированию из федерального бюджета на оказание медицинской и лекарственной помощи гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек). В настоящее время все ветераны пользуются этими мерами поддержки, поэтому эти меры не требуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
16. Пункт 2 части третьей статьи 27.1 Закона.
Ежемесячная денежная выплата в размере - 1 000 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 указанная ежемесячная денежная выплата проиндексирована до суммы 1380 рублей.
Мера распространяется на всех ветеранов (5000 человек).
На реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 5 000 х 1 380 х 12 = 82 800 000 рублей.
17. Часть 1 и пункт 2 части второй статьи 30 Закона.
Назначение пенсии по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет.
Мера распространяется на ветеранов, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1 Постановления (4000 человек). Практически все участники таких военно-ядерных мероприятий вышли на пенсию.
Реализация меры не требует расходов из федерального бюджета.
= 0 рублей.
Надбавка к пенсии в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии.
Мера распространяется на ветеранов, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1 Постановления (4000 человек).
Минимальная пенсия по возрасту составляла 185 рублей.
На реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 4 000 х 185 х 0,3 х 12 = 2 664 000 рублей.
Надбавка к пенсии в размере 25 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии.
Мера распространяется на ветеранов, указанных в подпункте "д" пункта 1 Постановления (1000 человек).
На реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 1 000 х 185 х 0,25 х 12 = 555 000 рублей.
18. Части 1 и 2 статьи 39 Закона.
Ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 400 рублей.
Мера распространяется на ветеранов, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1 Постановления (4000 человек).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N 292 указанная ежегодная компенсация проиндексирована до суммы 475,2 рубля.
На реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 4 000 х 475,2 = 1 900 800 рублей.
Единовременная компенсация за вред здоровью в размере 5 000 рублей.
Мера распространяется на ветеранов, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 1 Постановления (4000 человек).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N 292 указанная единовременная компенсация проиндексирована до суммы 5 940 рублей. Предполагается, что суммы будут выплачиваться на протяжении не менее 5 лет.
На реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 4 000 х 5 940:5 = 4 752 000 рублей.
19. Часть 1 статьи 40 Закона.
Ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
Мера распространяется на ветеранов, указанных в подпункте "д" пункта 1 Постановления (1000 человек).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N 292 указанная ежегодная компенсация проиндексирована до суммы 356,4 рубля.
На реализацию меры социальной поддержки ежегодно потребуется:
= 1 000 х 356,4 = 356 400 рублей.
Сумма результатов расчета по каждой мере социальной поддержки, определяющая общие затраты федерального бюджета на реализацию закона, составляет:
С = = 148 600 200 рублей.
ИТОГО, расходы федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О внесении изменения в Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" составят 148,6 миллиона рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.