Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 68794-5 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" в части расширения перечня мест, в которых запрещено курение, и установления требований к оборудованию специально отведенных мест для курения.
В настоящее время согласно статье 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается запретить курение табака также в общественных местах, включая организации культуры и отдыха, все спортивные сооружения, рестораны, бары, кафе, столовые и иные места общественного питания, в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее пяти часов. Кроме того устанавливается, что места для курения табака должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить воздействие табачного дыма на лиц, не участвующих в процессе курения табака.
Основанием предлагаемого изменения, как следует из пояснительной записки, является присоединение Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21 мая 2003 г. (далее - Рамочная конвенция).
Обязательства, возникшие у Российской Федерации в результате присоединения к Рамочной конвенции, затрагивают вопросы, содержащиеся в законопроекте. В связи с этим законопроект является актуальным, он способствует обеспечению защиты прав граждан на охрану здоровья.
Вместе с тем за рамками законопроекта остались существенные вопросы регулирования мер по противодействию распространению табака и борьбе с табакокурением, предусмотренные Рамочной конвенцией. В законопроекте не нашли отражения понятийный аппарат Рамочной конвенции в части, не затрагивающей производство табачных изделий, меры государственной поддержки по облегчению доступа к лечению от табачной зависимости, ограничение доступных мест для розничной продажи табачных изделий, запрещение изготовления и продажи не табачных изделий и предметов (конфет, игрушек и т.д.) в форме табачных изделий, а также ряд других положений Рамочной конвенции. При этом изменения в законодательство, необходимые для реализации Рамочной конвенции, целесообразно вносить на комплексной основе, учитывая ее нормы исчерпывающим образом.
Запрет на курение вне специально отведенных мест, оборудованных таким образом, чтобы исключить воздействие табачного дыма на лиц, не участвующих в процессе курения, в занимаемых государственными и муниципальными органами помещениях повлечет увеличение бюджетных расходов. Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что реализация предлагаемого законопроекта не потребует дополнительных материальных затрат.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность лишь за курение в вагонах (в том числе тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта (часть 3 статьи 11.17).
Однако законопроектом не предлагается установление ответственности за нарушение норм, предусмотренных в новой редакции статьи 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака".
На основании изложенного законопроект может быть поддержан Правительством Российской Федерации при условии учета указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.