Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 71484-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" некоторые статьи Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1) признаны утратившими силу, что вызвало существенное снижение уровня гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 направлено на решение данной проблемы.
1. Согласно преамбуле Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 установлено, что действие данного закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Может сложиться ситуация, когда организация расположена вне северных территорий, а филиалы, представительства и другие обособленные структурные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поэтому предлагается часть первую статьи 1 указанного закона после слов "в организациях" дополнить словами "(филиалах, представительствах и других обособленных структурных подразделениях)".
2. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, при установлении указанного перечня не учитываются местные условия, а также социально-экономические и медико-биологические факторы.
Поэтому предлагается статью 2 указанного закона дополнить словами "по согласованию с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации".
3. Изложение в прежней редакции статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1, устанавливающей выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет включительно), будет способствовать притоку молодых кадров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и закреплению их на Севере.
4. В настоящее время возникают вопросы, связанные с оплатой стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно членов семьи работника организации, финансируемой из федерального бюджета, в случае, когда работник не имеет возможности выехать в отпуск, но может отправить своих детей, например, в санатории, детские оздоровительные учреждения. Действующая редакция статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 не позволяет оплачивать в данном случае стоимость проезда члену семьи работника.
К неработающим членам семьи работника необходимо отнести и совершеннолетних детей, являющихся студентами очной формы обучения и фактически проживающих с работником, до достижения ими возраста 23 лет, поскольку эта категория неработающих членов семьи работника находится на содержании родителей.
Поэтому предлагается части третью и четвертую статьи 33 указанного закона изложить в новой редакции.
5. Дополнение Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 новой статьей, устанавливающей компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту, неработающим пенсионерам и членам их семьей, фактически проживающим с неработающими пенсионерами, необходимо прежде всего для повышения социальной защиты неработающих пенсионеров, стимулирования их выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в районы и местности с более благополучными климатическими условиями.
В связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 аналогичные изменения вносятся в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации
Вступление в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Для закрепления молодежи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предлагается статью 11 Закона Российской Федерации Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" дополнить новой частью второй, предусматривающей выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет включительно) процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет суммарно.
По статистическим данным, численность лиц в возрасте до 30 лет, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составляет не более 1 100 тысяч человек.
Расходы работодателей организаций разных форм собственности на выплату указанным лицам процентной надбавки в полном размере с первого дня их работы составляют ориентировочно 30 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2,1 млрд. рублей (всего 7 процентов). Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выплата процентной надбавки сохраняется для лиц, поступивших на работу до 1 января 2005 года.
В связи с изложенным расходы из федерального бюджета на выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет включительно) процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет суммарно, составят не более 500 млрд. рублей.
По статистическим данным, численность неработающих пенсионеров, ежегодно выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составляет примерно 32 тысячи человек. Объем финансовых средств, необходимых для выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, неработающим пенсионерам и неработающим членам их семей, фактически проживающим с неработающими пенсионерами, к новому месту жительства в другую местность в пределах территории Российской Федерации составит 470,9 млрд. рублей, из них:
219,2 млрд. рублей - на компенсацию расходов, связанных с оплатой стоимости проезда;
251,7 млрд. рублей - на компенсацию расходов, связанных с оплатой стоимости провоза багажа.
Вступление в силу пунктов 1, 2, и 4 статьи 1, пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменении в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.