Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 71484-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается уточнить порядок установления перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определенный статьей 2 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон), путем внесения дополнения, предусматривающего согласование перечня с республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации.
Основанием предлагаемого изменения, как следует из пояснительной записки, является то обстоятельство, что при установлении указанного перечня не учитываются местные условия, а также социально-экономические и медико-биологические факторы.
Между тем вопросы взаимоотношений Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке Правительством Российской Федерации решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации урегулированы статьей 43 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Законопроектом (пункт 3 статьи 1 и пункт 1 статьи 2) предлагается внести изменения в Закон и статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет включительно) процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в указанных районах и местностях в полном размере с первого дня работы, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет суммарно.
Таким образом, предлагается вернуться к прежней редакции части первой статьи 11 Закона, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следует отметить, что согласно статьям 1 и 3 Закона в действующей редакции указанные гарантии и компенсации устанавливаются на федеральном уровне только для лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Гарантии и компенсации работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансируемых из бюджетов других уровней, а также организаций, не относящихся к бюджетной сфере, регулируются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями внебюджетной сферы. Кроме того, согласно статье 313 Кодекса ими могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации указанным работникам, исходя из финансовых возможностей.
Законопроектом (пункт 4 статьи 1 и пункт 2 статьи 2) предлагаются новые редакции части третьей статьи 33 Закона и части второй статьи 325 Кодекса, касающиеся оплаты организациями, финансируемыми из федерального бюджета, стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника.
Предлагается расширить круг членов семьи работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, имеющих право за счет средств работодателя на оплату один раз в два года стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Так, предусматривается распространить право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно на совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и фактически проживающих с работником, до достижения ими возраста 23 лет.
Следует отметить, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ были признаны утратившими силу Федеральный закон от 28 мая 1999 г. N 102-ФЗ "О льготе на проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", устанавливающий право на бесплатный проезд обучающимся и студентам, и абзацы третий и четвертый пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части льготного проезда студентов, поскольку они были приняты без учета возможностей федерального бюджета и ежегодно приостанавливались федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Были приняты дополнительные меры социальной поддержки студентов, обучающихся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (размер специального фонда для оказания поддержки нуждающимся студентам был увеличен с 5 до 25 процентов).
Предлагаемой новой редакцией части второй статьи 325 Кодекса, в отличие от действующей в настоящее время, не предусматривается обязательное для предоставления компенсации расходов на оплату проезда условие фактического проживания с работником мужа (жены) и несовершеннолетних детей. Реализация этого положения приведет к необоснованному расширению круга членов семьи работника, имеющих право на компенсацию, в том числе проживающих за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме того, оплату проезда неработающих членов семьи работника предлагается осуществлять и в том случае, когда работник не имеет возможности выехать в отпуск вместе со своей семьей.
При этом используемая в законопроекте формулировка "оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа неработающим членам семьи работника" содержит в себе внутреннее противоречие, поскольку, как следует из Кодекса, отпуск - это время отдыха, предоставляемое работнику с сохранением за ним места работы (должности), и компенсировать "проезд к месту использования отпуска и обратно" неработающим лицам не представляется возможным.
Согласно предлагаемой законопроектом новой редакции части четвертой статьи 325 Кодекса из указанной статьи исключается обязательство работодателя об оплате стоимости провоза багажа не позднее, чем за три рабочих дня до отъезда работника, что ухудшает положение лиц, на которых распространяется действие указанной нормы.
В целом предлагаемые изменения в статью 33 Закона и статью 325 Кодекса приведут к возникновению дополнительных расходов федерального бюджета за счет расширения категории неработающих членов семьи работника, имеющих право на предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что вступление в силу указанных пунктов законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Закон новой статьей 34.1, предусматривающей компенсацию расходов, связанных с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, неработающим пенсионерам и неработающим членам их семей.
Вместе с тем действующей редакцией статьи 1 Закона, определяющей закрытый перечень неработающих лиц, которым в случаях, установленных Законом, предоставляются гарантии и компенсации, такая категория лиц, как "неработающие члены семьи неработающего пенсионера", не предусмотрена.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, включая ветеранов труда и тружеников тыла, и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Установление предлагаемой компенсации федеральным законом приведет к возникновению расходных обязательств Российской Федерации, что потребует выделения средств из федерального бюджета, не предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Таким образом, рассматриваемый законопроект носит затратный характер. Однако финансово-экономическое обоснование не содержит расчетов и обоснований дополнительной потребности федерального бюджета на указанные цели, в связи с чем дать объективную финансовую оценку рассматриваемому законопроекту не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае принятия федерального закона или иного правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
Однако законопроект не содержит указанных положений.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.