Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 73983-5 "О внесения изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по степени изоляции соответствуют самым строгим, примерно таким как в тюрьмах. В следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, подозреваемые и обвиняемые размещаются в закрытых камерах и практически не имеют возможности для занятий каким либо видом деятельности. В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе.
В то же время большая часть подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, по приговору суда направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее.
Осужденные к лишению свободы в исправительных колониях общего режима проживают в общежитиях, имеют возможность длительное время находиться на свежем воздухе, заниматься трудом, получать образование или профессиональную подготовку, участвовать в спортивных и культурно-массовых мероприятиях.
В отношении несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, уголовно-исполнительное законодательство включает в себя нормы, которые можно отнести к элементам ювенального права. Для них предусмотрены улучшенные жилищно-бытовые условия, нормы материально-бытового обеспечения, устанавливаются повышенные нормы питания, которое, также как и одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены, предоставляется бесплатно.
Колонии-поселения являются исправительными учреждениями открытого типа со всеми вытекающими из этого последствиями.
Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию Rec(99)22 относительно переполненности тюрем и чрезмерного увеличения контингента тюрем, в соответствии с которой в случае назначения судом наказания, не связанного с содержанием осужденного в камере, целесообразно засчитывать время, проведенное в местах содержания под стражей, в срок отбывания наказания с коэффициентом большим единицы. Европейский Суд по правам человека при рассмотрении жалоб осужденных исходит из того, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий отбывания назначенного судом уголовного наказания.
В связи с этим подготовлен настоящий проект федерального закона, призванный компенсировать издержки, возникающие в результате отсутствия в настоящее время возможности для приведения в полном объеме условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствие с международными стандартами.
Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющую порядок зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы, предусматривающего применение повышенного коэффициента кратности в зависимости от назначаемого судом вида исправительного учреждения. Данная новелла направлена на восстановление прав и законных интересов лиц, осужденных к лишению свободы, нарушенных во время их содержания под стражей.
Вместе с тем, законопроект не предусматривает распространение предлагаемого порядка на лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, преступлений, связанных с террористической деятельностью, а также при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве преступлений, которым в соответствии со статьей 58 Уголовного кодекса Российской Федерации отбывание лишения свободы назначается в тюрьме, исправительных колониях особого и строгого режима, поскольку они представляют наибольшую опасность для общества.
В законопроекте предлагается также не применять указанный повышающий коэффициент в период нахождения осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии общего режима, воспитательной колонии или колонии-поселении, в строгих условиях, в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа в соответствии со статьями 115 и 136 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные правила предлагается применять при зачете времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и времени отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи лица на основании статьи 13 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Порядок выполнения этой функции исправительными учреждениями должен определяться ведомственным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесения изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесения изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесения изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесения изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.