Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 88702-6 "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" нуждающимся в поддержке студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства в размере 25 процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета.
Указанная норма получила развитие в утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года N 487 Типовом положении о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов.
В соответствии с п. 32 Типового положения на оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25 процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете.
Решение об оказании единовременной материальной помощи принимается руководителем образовательного учреждения или научной организации на основании личного заявления студента, аспиранта, докторанта.
В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отсутствует прямое указание на освобождение этих выплат от налогообложения при исчислении налога на доходы физических лиц (далее - налог).
Это приводит к тому, что на средства, являющиеся по своей природе дополнительной федеральной мерой социальной поддержки, начисляется налог.
При этом позиция налоговых органов по данному вопросу претерпела существенную трансформацию. Если в 2005 году (письмо Федеральной налоговой службы от 4 марта 2005 года N 04-1-03/848 "Об уплате налога на доходы физических лиц") давалось прямое указание на освобождение указанных сумм он налогообложения, то в 2010 году (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 03-04-06/3-294) даётся разъяснение о необходимости налогообложения указанных выплат.
Законопроект направлен на усиление эффекта от оказания федеральной меры социальной поддержки студентов (аспирантов, докторантов) и исключение возможных вариантов трактовки действующей редакции статьи 217 НК РФ (так как оба диаметрально противоположных вывода налоговых органов основаны на трактовке одних и тех же норм НК РФ).
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия законопроекта потери консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 и 2013 годах (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, поселений, муниципальных районов и городских округов) составят не более 1,427 млрд. рублей ежегодно.
Указанная сумма получена исходя из объёма бюджетных ассигнований на выплаты стипендий из федерального бюджета. В 2012 и 2013 годах в федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на выплаты стипендий в объёме 43,9 млрд. рублей. На оказание материальной помощи студентам (аспирантам, докторантам) может быть направлено 25% от этой суммы, а именно 10,975 млрд. рублей. Налог на доходы физических лиц (по ставке 13%) составит 1,427 млрд. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.