Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 34876-5 "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об. общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из статьи 11 Закона Российской Федерации N 4520-ФЗ от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" исключен абзац 2, регулирующий льготный порядок выплаты процентной надбавки молодежи в возрасте до 30 лет, прожившей в районах Крайнего Севера не менее пяти лет.
Исключение из статьи 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" положения, регулирующего льготный порядок выплаты процентной надбавки молодежи в возрасте до 30 лет, прожившей в районах Крайнего Севера не менее пяти лет, следует рассматривать во взаимосвязи с преамбулой закона N 122-ФЗ, указывающей на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан к закону и действиям государства путем обеспечения стабильности и сохранения правового регулирования, а также нормой, устанавливающей приоритет положений преамбулы над иными положениями указанного федерального закона.
При применении статьи 11 Закона Российской Федерации (в редакции закона N 122-ФЗ) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" следует учитывать, что молодежь (в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на 31 декабря 2004 года не менее 5 лет, исполнила все требования ранее действующего законодательства и имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах. Те же, кто на 31 декабря 2004 года не имел 5 лет проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае вступления в трудовые отношения на Севере и достижения пятилетнего срока проживания срока проживания после 31 декабря 2004 года не имеют права на получение процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.
Вместе с тем сохраняет свое действие подпункт "е" пункта 1 Постановления Совмина РСФСР от 22 октября 1990 года N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера", согласно которому молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с января 1991 года в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60 процентов надбавки - последующие надбавки из расчета 20 процентов за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10 процентов за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.
То есть сохраняется порядок ускоренного достижения молодежью предельного размера процентной надбавки по отношению к лицам старше 30 лет.
Рассматриваемым проектом закона также предусмотрено урегулирование правоотношений в части исчисления времени неоднократного проживания молодежи (лиц в возрасте до 30 лет) в указанных районах и местностях и суммирование времени проживания, а также исчисления времени проживания молодежи в указанных районах и местностях в случаях смешанного проживания (часть времени в районах Крайнего Севера, часть - в приравненных местностях), которые не урегулированы действующим законодательством.
Льготный порядок выплаты процентной надбавки молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) носит стимулирующий характер, способствует закреплению трудоспособной части населения в районах Крайнего Севера, что имеет важное значение для развития северных территорий, а исключение льготы для молодежи на получение процентной надбавки с первого дня работы является дополнительным основанием для отъезда трудоспособного населения.
В настоящее время рассматриваемые льготы установлены в ряде муниципальных образований органами местного самоуправления, но в большинстве хозяйственных организаций льгота для молодежи в возрасте до 30 лет не установлена и не предоставляется.
Проектом рассматриваемого закона предлагается законодательно ввести дополнительные льготы для молодежи с отнесением суммы указанных расходов к расходам на оплату труда.
|
С.Н. Харючи |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.