Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 94170-6 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Необходимость принятия данного проекта федерального закона вызвана юридически некорректными формулировками вопросов местного значения, закрепленными в пункте 38 статьи 14, пункте 33 статьи 15 и пункте 42 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые были введены в названный Федеральный закон принятым 21 ноября 2011 года Федеральным законом N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".
Статьёй 17 Федерального закона N 329-ФЗ в перечнях вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов были закреплены вопросы осуществления мер по противодействию коррупции в границах соответственно поселения, муниципального района и городского округа. При этом использованная формулировка новых указанных вопросов местного значения создала правовое препятствие для участия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении мер по противодействию коррупции в границах того или иного муниципального образования, поскольку органы государственной власти не вправе осуществлять вопросы местного значения на территориях соответствующих муниципальных образований.
Необходимость корректировки формулировок указанных выше вопросов местного значения следует также из самого определения понятия "вопрос местного значения", закреплённого в статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому такими вопросами являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Следует отметить, что согласно статье 42 Федерального закона N 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. При этом вопросы муниципальной службы не включены в перечни вопросов местного значения. Поэтому нет оснований относить к самостоятельным вопросам местного значения антикоррупционные мероприятия, проводимые в рамках организации муниципальной службы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения, следовательно нет основания рассматривать проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных актов в качестве вопросов местного значения.
Учитывая сказанное, полагаем обоснованным внести изменения в обозначенные формулировки статей 14, 15 и 16 названного Федерального закона, уточняющие, что вопросы местного значения в сфере противодействия коррупции заключаются в разработке муниципальных планов по противодействию коррупции и осуществлении мер по их реализации в границах соответствующих муниципальных образований.
Законопроектом предлагается в формулировках трех вопросов местного значения произвести одинаковые коррективы, а именно слова "осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения" (муниципального района, городского округа) заменить словами "разработка муниципального плана по противодействию коррупции и осуществление мер по его реализации в поселении" (муниципальном районе, городском округе).
Такое уточнение позволяет более чётко отграничить указанные вопросы местного значения от предметов ведения и полномочий государственных органов.
Предлагаемые законопроектом изменения фактически являются конкретизацией применительно к органам местного самоуправления правовой нормы части 4 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции", которой установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.