Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 894-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации С.М. Мироновым, А.Г. Лысковым и Ю.А. Шарандиным в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" изменение, устанавливающее, что проекты федеральных законов о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК) могут быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только при наличии официального отзыва Верховного Суда Российской Федерации.
Внесение данного изменения, как следует из пояснительной записки к законопроекту, обусловлено необходимостью ориентировать субъекты права законодательной инициативы на более глубокий и квалифицированный (с учетом сложившейся судебной практики) подход к вопросу о целесообразности внесения изменений в УПК. При этом отмечается, что подобный порядок, требующий получения официальных отзывов Верховного Суда Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, действует в настоящее время в отношении внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
По законопроекту имеются следующие замечания.
В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьей 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Согласно части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Однако в настоящее время такой федеральный конституционный закон применительно к Верховному Суду Российской Федерации не принят, а другими законодательными актами Российской Федерации, регулирующими деятельность судов, наделение Верховного Суда Российской Федерации указанным полномочием не предусмотрено.
Также в законодательных актах Российской Федерации и законопроекте не определены правовая природа официального отзыва Верховного Суда Российской Федерации на законопроект и порядок его принятия.
Решение обозначенной авторами законопроекта проблемы должно носить комплексный характер.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.