Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 82120-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за предоставление помещения для незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ) - внесен Законодательным Собранием Оренбургской области
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 82120-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за предоставление помещения для незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ, внесенный Законодательным Собранием Оренбургской области, Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) отмечает следующее.
Законопроект вводит в Кодекс Российской Федерации новую статью, устанавливающую ответственность за предоставление помещения для незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 23.1 и часть 2 статьи 28.3 КоАП, установив, что дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судом, а протоколы составляются должностными лицами органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Комитет по охране здоровья отмечает, что одним из существенных факторов, способствующих наркотизации населения, является функционирование притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ. В притонах происходит не только потребление, но и, как правило, изготовление и сбыт наркотиков, формируется специфическая наркотическая субкультура, происходит целенаправленное обучение технологии приготовления наркотиков.
Следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации уже содержит в себе статью 232 (Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ). Содержание указанной статьи было разъяснено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами".
Для признания лица виновным в организации притона достаточно, чтоб виновный подыскивал, приобретал или нанимал жилое или нежилое помещение, либо совершал иные действия в целях последующего использования указанного помещения для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов несколькими лицами. Как видно из указанного разъяснения Верховного Суда, для признания лица виновным в организации притона не требуется, чтобы притон начал полноценно функционировать, втягивая все новых и новых лиц в свою деятельность.
Разовое потребление наркотических веществ в квартире, не оборудованной под притон, влечет административную ответственность по статьям 7.21 (Нарушения правил пользования жилыми помещениями) и 6.9 (Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, у правоприменителя уже сейчас достаточно уголовно-правовых и административно-правовых методов для борьбы с предоставлением помещений для незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, законопроектом не предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за предоставление помещений для незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
К законопроекту имеются замечания редакционного характера. В частности, законопроект не учитывает изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 28.06.2009 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Указанным законом уже внесена в Кодекс статья 6.16 (Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров).
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает законопроект N 82120-5 и рекомендует его отклонить.
Председатель Комитета |
О.Г. Борзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.