Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 97661-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающие предоставление узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, права на одновременное получение двух пенсий независимо от их возраста на момент освобождения: трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, по аналогии как это установлено для граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
Согласно Федеральному закону "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения урегулированы Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым определены категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий (пункт 3 статьи 3). При этом следует учитывать, что указанной исключительной льготой могут пользоваться не все категории ветеранов Великой Отечественной войны и граждане, имеющие статус участников Великой Отечественной войны, а лишь те, которые предусмотрены Федеральным законом "О ветеранах" (указанные в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 и подпункте 3 пункта 1 статьи 2).
К их числу не отнесены бывшие узники фашизма, поскольку они не имеют статуса ветерана Великой Отечественной войны.
Предоставление права на получение двух пенсий бывшим узникам фашизма поставит их в преимущественное положение по отношению к гражданам, которые отнесены к категориям ветеранов и участников Великой Отечественной войны, но не имеют такого права (военнослужащие, проходившие военную службу в частях, не входивших в состав действующей армии, труженики тыла).
Вместе с тем для рассматриваемой в законопроекте категории граждан предусмотрены меры социальной поддержки со стороны государства, и им предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, частью 8 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что лицам из числа бывших несовершеннолетних узников фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы как инвалидам Великой Отечественной войны, а остальным лицам этой категории граждан, которым инвалидность не установлена, - ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы как участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" с 1 мая 2005 г. бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, выплачивается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей, а бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 500 рублей.
Принятие законопроекта приведет к расширению круга лиц, пользующихся правом на одновременное получение двух пенсий, что повлечет за собой выделение дополнительных средств из федерального бюджета.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту дополнительные расходы на его реализацию составят около 6,4 млрд. рублей в год, которые Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" не предусмотрены. При этом законопроект не содержит норм, определяющих источник финансирования и порядок исполнения нового вида расходных обязательств, что не соответствует положениям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, представленный проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.