Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 82630-5 "О внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части защиты прав бывших членов семьи собственника жилого помещения), внесенному Алтайским краевым Законодательным Собранием
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 09.09.2008 года (Выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы N 48) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 82630-5 "О внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части защиты прав бывших членов семьи собственника жилого помещения) и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается:
1.1. исключить из части первой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации положение, предусматривающее, что граждане не являющиеся родственниками или нетрудоспособными иждивенцами в исключительных случаях могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
1.2. изменить редакцию части четвертой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и предусмотреть новое основание для сохранения за бывшим членом семьи собственника права пользования жилым помещением, а именно, совместное проживание с бывшим членом семьи собственника жилого помещения несовершеннолетних детей или нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей, в пользу которых собственник жилого помещения исполняет алиментные обязательства.
Кроме того, предлагается изменить диспозитивный характер нормы части четвертой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации на императивный характер. Предлагается установить, что право пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, не может быть сохранено, а сохраняется за бывшим членом семьи собственника на определённый срок на основании решения суда;
1.3. изменить редакцию части пятой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и установить возможность сохранить на основании решения суда за бывшим членом семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением на новый определенный срок, если не отпали основания для сохранения такого права.
Кроме того, предлагается закрепить в части пятой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации правило, в соответствии с которым прекращение права собственности на жилое помещение не является основанием для прекращения права пользования этим жилым помещением бывшим членом семьи собственника.
2. По мнению авторов, внесение данного законопроекта обусловлено необходимостью защиты прав несовершеннолетних, а также других граждан, являющихся бывшими членами семьи собственника жилого помещения.
3. Комитет отмечает, что на практике действительно существует проблема, связанная с защитой жилищных прав детей и бывших членов семьи собственника жилого помещения. Однако предлагаемые в законопроекте пути решения обозначенной проблемы представляются недостаточно проработанными.
3.1. Комитет считает, что отсутствует объективная необходимость отказываться от диспозитивного характер нормы, содержащейся в части четвертой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделяющей суд полномочием сохранить либо не сохранить право пользования жилым помещением за бывшими членами семьи собственника.
Действующая норма содержит правило, согласно которому заинтересованные в исходе дела лица вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты. В случае изменения характера данной нормы на императивный участники процесса не смогут отступить от сформулированного в ней правила поведения.
С учетом изложенного и того, что принцип диспозитивности является одним из наиболее значимых принципов гражданского судопроизводства, Комитет считает, что данное дополнение является не достаточно обоснованным.
3.2. Авторы законопроекта в качестве обоснования необходимости его принятия указывают на то, что действующие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не позволяют надёжно защитить права бывших членов семьи собственника жилого помещения, особенно несовершеннолетних детей, а также нуждающихся в помощи совершеннолетних детей, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства. По мнению авторов, положение осложняется тем, что Президиум Верховного Суда Российской Федерации подтвердил правомерность выселения несовершеннолетних детей из жилого помещения (позиция Президиума Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года").
Между тем в настоящее время указанные разъяснения утратили силу. Верховный Суд Российской Федерации учел негативную практику судов общей юрисдикции по вопросу применения положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. В "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года" (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г.) Президиум Верховного Суда Российской Федерации дал обязательные для судов общей юрисдикции разъяснения, согласно которым родители обязаны сохранить за своими детьми (ребенком) право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, и после расторжения брака между ними.
Таким образом, с учетом действующих норм Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Верховного Суда Российской Федерации в настоящее время отсутствуют правовые основания для выселения детей в случае расторжения брака их родителями.
3.3. Отсутствует необходимость закрепления в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации нормы наделяющей суд полномочием сохранить за бывшим членом семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением на новый определенный срок, так как в действующей редакции не содержится запрет на обращение в суд за продлением установленного решением суда срока. Кроме того, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в ответах на вопросы применения жилищного законодательства, содержащихся в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 года", указал на то, что в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержится запрет на обращение в суд за продлением установленного решением суда срока, на который за бывшим членом семьи может быть сохранено право пользования жилым помещением. Таким образом, при наличии обстоятельств, не позволяющих бывшему члену семьи собственника жилого помещения обеспечить себя иным жилым помещением, суд может продлить указанный срок.
Вместе с этим и Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 3 ноября 2006 года N 455-О указал на то, что предусматривая известную свободу усмотрения суда при решении вопросов о продолжительности "срока" сохранения за бывшим членом семьи собственника права пользования жилым помещением, а также об обязании собственника обеспечить соответствующих лиц иным жилым помещением, Жилищный кодекс Российской Федерации, во всяком случае, предполагает необходимость проверки того, имеются ли в действительности основания для сохранения права пользования жилым помещением за бывшими членами семьи собственника данного помещения, а их выселение из занимаемого жилого помещения возможно только после судебной проверки юридически значимых обстоятельств дела.
Учитывая изложенное предлагаемое дополнение части пятой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации представляется излишним.
3.4. Комитет не считает возможным поддержать предложение, предусматривающее, что прекращение права собственности на жилое помещение не является основанием для прекращения права пользования этим жилым помещением бывшим членом семьи прежнего собственника.
В пункте 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится общая норма, согласно которой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В соответствии с положениями статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Принятие предложенной в законопроекте редакции части пятой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации повлечет за собой ограничение правомочий нового собственника, не связанного родственными отношениями с бывшими членами семьи прежнего собственника.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений указывает на то, что в отличие от прежнего правового регулирования, положения пункта второго статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на усиление гарантий прав собственника жилого помещения. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что гарантии прав членов семьи бывшего собственника жилого помещения должны рассматриваться в общей системе действующего правового регулирования как получающие защиту наряду с конституционным правом собственности; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении нанимателей, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора (определение от 15 апреля 2008 года N 320-О-О, определение от 3 ноября 2006 года N 455-О).
4. Комитет в целом соглашается с необходимостью внесения изменений в часть четвертую статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в части закрепления такого нового основания для сохранения за бывшим членом семьи собственника права пользования жилым помещением, как совместное проживание с бывшим членом семьи собственника жилого помещения несовершеннолетних или нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей, в пользу которых собственник жилого помещения исполняет алиментные обязательства, так как это позволит обеспечить единообразие правоприменительной практики и будет способствовать реализации конституционного права ребенка на жилище.
Правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рекомендует Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (ответственный) в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.