Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 122771-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (по вопросу запрета рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе)
Досье на проект федерального закона
Зарубежное законодательство о рекламе алкогольной продукции делает упор, в первую очередь на запрещение рекламирования алкогольной продукции. Цель такого запрещения - защитить, прежде всего граждан юношеского возраста от влияния рекламы. Исследования, проведенные в последнее время, показывают, что рекламирование алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, способствуют формирования у лиц такого возраста влечение к спиртному и к закреплению вредных привычек у взрослых: отсюда уменьшение продолжительности жизни, связанных с многочисленным заболеваниям, снижение уровня рождаемости и увеличение количества совершения уголовных преступлений.
Наиболее распространенный способ регулирования продвижения на рынок и снижение употребления гражданами алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе - запрет рекламирования всеми видами рекламы.
В Австрии, Нидерландах, Испании, Эстонии, Бразилии, Болгарии, Маврикии, Норвегии, Швейцарии, Казахстане, Украине и других странах реклама алкогольной продукции, в той или иной степени, запрещена по радио, телевидении, кинотеатрах, в печатных СМИ, на рекламных щитах и т.д. Согласно официальной статистике, опубликованной Всемирной организацией здравоохранения, каждое четвертое государство запрещает рекламу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, по телевидению и радио.
В Беларуси законодательно установлено, что алкогольными напитками являются все напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%. В соответствии с этим законодательством пиво признается алкогольным напитком и на него распространяются целый ряд запретов, таких как запрет рекламы по радио и телевидению, на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании, наружная реклама, а также реклама в газетах и журналах и т.д.
В Ливии, как и в большинстве мусульманских государств, даже за факт употребления алкогольной продукции - смертная казнь, так что о рекламе таких напитков речь вообще не идет.
Большинство государств осознали, что социально-экономические последствия употребление алкогольной продукции несовершеннолетними (теми, кому чаще всего и адресована реклама) только не только# здоровью граждан, но вредит экономике и государству в целом.
После законодательного введения запрета на распространение по телевидению рекламы, его производители и другие заинтересованные лица пытались "хитрить" и рекламировали названия фирм-спонсоров, торговые марки, элементы торговых знаков, "брендов" (например, "Кремлевская де Люкс", "Кремлевская представляет", "Довгань", "Белый орел" и т.д.), которые ассоциировались у потребителя конкретными названиями алкогольной продукции. Некоторые производители алкогольной продукции приступили к выпуску и рекламированию вспомогательных товаров, таких как конфеты, растворимое кофе, питьевая вода, маринованные огурцы, маринованный перец и т.д.
Антимонопольные органы при поддержке судов пытались всеми способами пресекать уловки рекламодателей и рекламораспространителей.
Данный виток противостояния между рекламодателями и антимонопольной службой ознаменовался распространением рекламы в, так называемых, зонтичных брендов, т.е. товарных знаках, тождественных или сходных, зарегистрированных по различным классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) и призванных индивидуализировать разнородные товары и услуги.
В качестве основного нормативно-правового акта необходимо отметить Европейскую конвенцию "О трансграничном телевидении", принятую 5 мая 1989 года в Страсбурге и Директиву Совета Европейского Союза N 89/552/ЕЕС от 3 октября 1989 года. Помимо ограничений, указанных в документах, законодательству государств предоставлена возможность самостоятельно ограничивать и запрещать рекламу алкогольной продукции.
Целью предлагаемого законопроекта является усиление запретительных мер рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, так как в Федеральном законе "О рекламе" хотя и имеются запретительные меры в статье 21 "Реклама алкогольной продукции" и статье 22 "Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе", однако установленные запретительные меры имеют половинчатый характер.
Так, реклама алкогольной продукции (статья 21) предусматривает, что она не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов, в печатных изданиях, аудио- и видеопродукции для несовершеннолетних, в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании и других местах. Т.е. реклама допускается, но с некоторыми оговорками, которые легко обойти.
Еще более благоприятные правовые нормы для размещения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, изложены в статье 22, где реклама также не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов, в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени, при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени. Т.е. установлен только запретительный диапазон времени для рекламы.
Запрещена реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
В настоящее время самыми активными рекламодателями считаются пивоваренные компании. Активная реклама пива привела к тому, что пиво стало модным и доступным для несовершеннолетних.
Самым большим парадоксом в рекламных коллизиях алкогольной продукции является то, что пиво не считается алкогольным продуктом, так как Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в редакции 2007 года, в пункте 3 статьи 1 установлено, что действие федерального закона не распространяется на деятельность по производству и обороту пива.
Активная реклама пива привела к тому, что потребление и реализация пива с 11% в 1999 году возросла более, чем в 5 раз и достигла, по источникам информации в 2007 году, более 57%.
Учитывая, что отдельные сорта пива содержат в своем составе алкоголь в концентрациях, значительно превышающих установленные нормативные уровни, фактически пиво должно оцениваться как алкогольная продукция. На отдельные сорта пива розничная цена сравнялась и даже превышает цену некоторых сортов алкогольной продукции. Массовым стала продажа импортных марок пива, т.е. вытесняются отечественные сорта пива. Идет лоббирование интересов иностранных производителей пива.
По медико-санитарным нормам к безалкогольным напиткам должны относиться те напитки, в которых доля этилового спирта не превышает 1,2%. Однако таких сортов пива не стало, а существующие отечественные и импортные сорта пива превышают долю этилового спирта более чем 6%.
В основе предлагаемых правовых норм в новой редакции статьи 21 содержится запрет рекламы не только алкогольной продукции, но и пива и напитков, изготавливаемых на его основе:
в газетах и журналах (не только на первой и последней странице), в телепрограммах и радиопрограммах, аудио- и видеопродукции;
теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании (в любое время);
на всех видах транспортных средств общего пользования независимо от принадлежности и форм собственности;
при проведении рекламных акций в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе.
Кроме того, сохранен запрет рекламы с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Расстояние, где реклама возможна, предусмотрено в пункте 3 законопроекта, но только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, при этом расстояние 100 метров увеличено до 500 метров от детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях (подпункты "7" и "8" пункта 1 законопроекта).
Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребуется дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона N 122771-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (по вопросу запрета рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (по вопросу запрета рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе) не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона N 122771-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (по вопросу запрета рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (по вопросу запрета рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.