Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 100450-6 "О внесении изменений в статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает исключение из общего правила о предельном возрасте пребывания в должности судьи Верховного Суда Российской Федерации, который в настоящий момент ограничен 70 годами. Законопроектом предусматривается, что в случае, если возникает необходимость сохранения сбалансированности судебной системы, использования профессионализма, опыта заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, достигшего возраста 70 лет, Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит представление Президенту Российской Федерации о продлении его пребывания в указанной должности, но не более чем на 5 лет.
Правило о прекращении пребывания в должности заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации только по причине достижения им 70 лет носит формальный характер, не позволяет учесть индивидуальные качества и особенности судьи, общественно значимые последствия его отставки для обеспечения сбалансированности всей судебной системы.
Принятие данного законопроекта согласуется с общим направлением государственной политики по усилению гарантий независимости и несменяемости судей, в соответствии с которым уже сняты ограничения предельного возраста пребывания в должности судьи применительно к Председателю Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит расширить круг судей, в отношении прекращения полномочий которых правило о предельном возрасте перестанет быть столь категоричным, будут учитываться их индивидуальные особенности и необходимость их деятельности для функционирования судебной системы в целом. В последующем такое правило можно будет распространить и на всех судей Верховного Суда Российской Федерации, что явится шагом на пути усиления гарантий несменяемости судей.
Несменяемость судей является одной из основополагающих гарантий независимости судей является принцип несменяемости судей. Этот принцип практически означает, что судью нельзя без его согласия ни отстранить, ни уволить. Юридическая доктрина рассматривает несменяемость как важнейший фактор, обеспечивающий защиту судьи от посторонних влияний. Это тем более важно для судей высшего звена судебной системы. Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по делам, подсудным судам общей юрисдикции. Основная его функция - рассмотрение в порядке надзора жалоб и представлений на решения нижестоящих судов. Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители наделены особыми не только организационными, но и процессуальными полномочиями.
Зарубежное законодательство по-разному регулирует вопрос о гарантиях несменяемости судей, устанавливая либо не устанавливая предельный возраст пребывания в должности судьи, дифференцируя его в зависимости от уровня (звена) судебной системы.
Так, в США, судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, при этом предельный возраст пребывания в должности судьи не установлен. Аналогичные правила действуют и в Республике Македония. В Великобритании отставка судьи по достижении 70-72 лет осуществляется по рекомендации лорд-канцлера. В Республике Казахстан, Азербайджанской Республике срок пребывания в должности судьи может быть продлен и после достижения предельного возраста, но не более чем на 5 лет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
Принятие федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
Принятие федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.