Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 210680-5 "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" установлен перечень граждан Российской Федерации, которым к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, дополнительно устанавливается ежемесячное материальное обеспечение. К таким гражданам относятся, например, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, награжденные орденами, лауреаты государственных премий СССР и Российской Федерации (РСФСР), чемпионы Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр.
В число граждан, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, при принятии этого Закона не были включены народные художники и народные артисты СССР, РСФСР и Российской Федерации.
В перечень граждан Российской Федерация, которым устанавливается дополнительное материальное обеспечение включены лауреаты государственных премий СССР и Российской Федерации (РСФСР). Положением "О государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и государственной премии в области литературы и искусства", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 года N 785 определено, что государственная премия присуждается за выдающийся вклад в развитие, в том числе и культуры.
Таким образом, государственная премия, как вклад, присуждается за разовую творческую удачу, а почетное звание "народного" зарабатывается длительным самоотверженным трудом, требующим полной самоотдачи физических и моральных сил деятеля искусства, и определяется термином "за выдающиеся заслуги".
Следовательно, гражданам, удостоенных почетных званий народных артистов и художников СССР, РСФСР, Российской Федерации, может быть предоставлено право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
Целесообразно также отметить, что большинство этих граждан пенсионного возраста. Средняя величина пенсии по старости на 1 января 2009 года составила 4910 руб., что недостаточно для обеспечения достойной жизни названной заслуженной категории граждан Российской Федерации, внесших значительный вклад в культуру России.
Как известно, мировым сообществом признана огромная роль искусства в формировании, сохранении и обогащении культурной самобытности и духовного наследия различных обществ. В осуществлении этих задач важнейшее место принадлежит деятелям культуры и искусства, в том числе артистам и художникам. Результатом их труда становится создание артистами на сценах театров и в кинофильмах таких образов достойного человека, которые являются гордостью страны, а художников - произведений, обладающих не только материальной ценностью, но, что более важно, энергией влияния на создание гуманного общества и духовно насыщенной жизни. Эта задача выполняется ими с огромными физическими и психологическими нагрузками.
Особенность труда этой категории творческих работников учитывалась при принятии Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Например, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сценах театров или театрально - зрелищных организаций.
Необходимо также учитывать, что в отличие от большинства профессий деятельность творческих работников может быть эффективной достаточно короткое время и очень часто по независящим непосредственно от человека обстоятельствам эта деятельность по времени ограничивается или вовсе прекращается. Государство должно учитывать особенности этого вида трудовой деятельности и предоставить выдающимся деятелям искусств, оказавшимся в силу преклонного возраста или болезни в трудном положении, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федераций" предоставляет право гражданам, которым присвоены почётные звания народных артистов СССР, народных артистов РСФСР, народных артистов Российской Федерации, народных художников СССР, народных художников РСФСР, народных художников Российской Федерации на дополнительное, устанавливаемое к пенсиям, ежемесячное материальное обеспечение в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости.
Принятие данного законопроекта может потребовать дополнительных финансовых затрат за счёт средств федерального бюджета в размере 333,5 млн. рублей в год (4339 чел. х 2562 руб. х 2,5 коэффициент х 12 месяцев). На одного человека потребуется 76,8 тыс. руб. в год. При расчёте указанных дополнительных затрат учитывалось, что по данным Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам число деятелей культуры и искусства, имеющих названные почетные звания народных артистов и народных художников, составляет 4339 человек, а размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1декабря 2009 года составит 2562 рублей (Федеральный закон от 28.04.2009 г. N 72-ФЗ).
Однако при реализации законопроекта общая сумма расходов из федерального бюджета изменится в сторону уменьшения по следующим основаниям:
- в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, лица, награжденные определенными орденами, лауреаты Ленинской премии, государственных премий СССР и Российской Федерации (РСФСР), получают дополнительное материальное обеспечение. Причем, установленные Законом коэффициенты доплат по этим основаниям выше, чем предлагаемый законопроектом коэффициент (награжденные государственными наградами получают соответственно в зависимости от награды 330 и 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, а лауреаты Ленинском премии и государственных премий - 330 процентов), что предполагает выбор более высокого коэффициента;
- части народных артистов и народных художников пенсия по возрасту еще не установлена;
- определенная группа граждан имеет право на получение пенсии, но продолжает свою трудовую деятельность.
С учетом названных обстоятельств затраты федерального бюджета будут составлять только около 100 млн. рублей в год и могут быть предусмотрены в федеральном бюджете на 2010 год и последующие годы.
Источником покрытия этих затрат предлагается рассматривать средства, предусмотренные в подразделе 01 "Культура" раздела 08 "Культура, кинематография и средства массовой информации" классификации расходов федерального бюджета.
В указанном подразделе федерального бюджета на 2009 год предусмотрены средства для предоставления единовременной материальной помощи членам творческих союзов, имеющим почетные звания СССР "Народный артист СССР" и "Народный художник СССР", являющимся гражданами Российской Федерации, достигшим 70-летнего возраста (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 310-р). Материальная помощь народным артистам СССР старше 70 лет (127 человек) выплачена в размере 150 тысяч рублей каждому в марте 2009 года.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" не потребует внесения изменений, дополнений, признания утратившими силу или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.