Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 210680-5 "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 210680-5 "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Журовой, Г.П. Ивлиевым, Е.Г. Драпеко, С.Ю. Захаровой, В.М. Кущевым, Д.Г. Новиковым, З.М. Степановой, А.А. Тягуновым, Н.В. Расторгуевым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (далее - ДМО) гражданам, удостоенным почетных званий "Народный артист СССР", "Народный артист Российской Федерации (РСФСР)", "Народный художник СССР" и "Народный художник Российской Федерации (РСФСР)", и установить данным категориям лиц ежемесячную выплату к пенсии в размере 250 процентов размера социальной пенсии.
В связи с этим, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 04.03.2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее - Федеральный закон), устанавливающий круг лиц, имеющих право на ДМО, предлагается дополнить новыми подпунктами 11 и 12, а также внести соответствующее изменение в подпункт 3 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона.
Следует отметить, что Федеральный закон, определяя условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям этих граждан, очерчивает круг тех достижений и заслуг, за которые предоставляется право на получение ДМО.
Таким образом, с учетом принципа преемственности законодательного регулирования, ДМО, являясь механизмом повышения материального благосостояния пенсионеров, назначается строго определенным категориям граждан, отвечающим установленным Федеральным законом требованиям, исходя из наличия у них наград и званий за соответствующие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, которые определены в пункте 2 статьи 1 Федерального закона.
По общему смыслу, вытекающему из положений Федерального закона, институт дополнительного ежемесячного материального обеспечения носит ярко выраженный характер социальной помощи в рамках государственного социального обеспечения, так как ДМО назначается к пенсии и выплачивается неработающим гражданам, как правило, не получающим иных доплат и выплат.
Учитывая данное обстоятельство, в Федеральном законе изначально был установлен ограниченный круг особо заслуженных граждан, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение, и введены ограничения на данную выплату в связи с получением ими дополнительного дохода.
Поэтому, иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, право устанавливать дополнительное материальное обеспечение предоставлено Президенту Российской Федерации (пункт 5 статьи 1 Федерального закона).
Кроме того, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе устанавливать повышенное пенсионное обеспечение и дополнительные выплаты отдельным категориям граждан, улучшая тем самым их материальное благосостояние.
Также необходимо отметить, что предоставление права на ДМО гражданам, имеющим почетные звания народного артиста или народного художника (СССР, РСФСР, РФ), поставит данную категорию лиц в преимущественное положение по сравнению с другими гражданами, имеющими иные почетные звания (народного архитектора, народного учителя и пр.), более 50-ти видов которых, помимо учрежденных в СССР и РСФСР, установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, что в дальнейшем послужит причиной для значительного расширения установленного законом круга лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение, и, соответственно, многократного увеличения расходования средств федерального бюджета по данному основанию.
Согласно статье 2 Федерального закона размер дополнительного материального обеспечения исчисляется в соответствующем процентном отношении от размера социальной пенсии, установленного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который в настоящее время с учетом индексации составляет 2 882 рубля в месяц.
Предлагаемый законопроектом размер дополнительного материального обеспечения для новой категории граждан составит 250 процентов размера указанной социальной пенсии, или 7 205 рублей.
Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию численность указанной категории граждан на дату внесения законопроекта составляла 4339 человек. Таким образом, общие расходы на реализацию законопроекта составят более 375 млн. рублей в год.
Учитывая, что выплата материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, реализация законопроекта повлечет дополнительные расходы из федерального бюджета.
Вместе с тем, в представленном законопроекте отсутствуют положения, определяющие источник и порядок исполнения расходных обязательств для его реализации, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По законопроекту поступило 78 отзывов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поддержали законопроект 22 законодательных и 26 исполнительных органов, не поддерживают - 4 законодательных и 16 исполнительных органов. В остальных 10 отзывах замечаний и предложений по законопроекту не высказано.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению поддерживает законопроект с замечаниями.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Комитет Государственной Думы по культуре поддерживает законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало замечания, касающиеся финансирования законопроекта.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.