Заключение Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
(о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенным членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, В.Е. Межевичем, С.М. Киричуком, Ю.В. Росляком, А.М. Чернецким; депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным, О.В. Морозовым, М.Л. Шаккумом, Е.Л. Николаевой, а также В.П. Парфеновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, предлагается дополнить Жилищный кодекс Российской Федерации новым разделом IX "Саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами".
Качественное содержание общего имущества в многоквартирном доме возможно только при условии создания эффективной системы управления этим имуществом. Поэтому к организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, должны предъявляться требования в части квалификации руководителей и специалистов, финансовой устойчивости, минимального размера уставного капитала (или обеспечительного фонда), оснащению основными средствами, страхованию профессиональной ответственности.
Выполнение указанных требований может быть обеспечено за счет введения института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами, что будет способствовать системной организации деятельности управляющих организаций, исключению возможности деятельности недобросовестных управляющих организаций и созданию обеспечительных механизмов компенсации неблагоприятных последствий в непредвиденных случаях.
Таким образом, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает концепцию законопроекта и особо отмечает, что создание института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами позволит создать систему отраслевых стандартов качества и систему профессиональной ответственности управляющих организаций, в том числе имущественной, а также систему контроля за деятельностью управляющих организаций.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на необходимость доработки законопроекта с учетом следующих замечаний.
1. Законопроектом предусматривается объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 100 управляющих организаций. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" устанавливается минимальное количество членов саморегулиуемой# организации: не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида. При этом допускается установление специализированными федеральными законами иного минимального количественного состава членов саморегулируемой организации.
Требования к численности членов должны способствовать созданию конкурентных саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами, что не сможет быть обеспечено учитывая небольшое количество управляющих организаций в ряде субъектов Российской Федерации. Так, например, согласно замечаниям и предложениям по законопроекту Законодательного Собрания Кировской области в Кировской области деятельность в сфере управления многоквартирными домами осуществляет всего 108 управляющих организаций, в том числе работающих в небольших населенных пунктах.
2. Частью 5 проектируемой статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается принятие решений об утверждении, изменении и признании утратившими силу документов саморегулируемой организации постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Вместе с тем данный орган управления саморегулируемой организации не относится к числу обязательно создаваемых органов, поскольку его функции могут осуществляться общим собранием членов, что следует из части 2 статьи 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Таким образом, в законопроекте следует предусмотреть установление системы управления саморегулируемой организации: порядок формирования органов управления, их компетенция.
3. Пунктом 4 части 1 проектируемой статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается обязанность разработки и утверждения саморегулируемой организацией документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами организации жилищного законодательства.
Частью 8 статьи 9, частью 1 статьи 10 и пунктом 4 части 3 статьи 16 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлено, что меры дисциплинарного воздействия применяются в отношении членов саморегулируемой организации в случае нарушения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
Более того, Кодексом об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение жилищного законодательства (статья 7.22. Кодекса).
4. Законопроектом предусматривается необходимость уплаты управляющей организацией вступительного взноса, ежемесячных членских взносов, взноса в компенсационный фонд в размере не менее ста тысяч рублей вне зависимости от размера жилищного фонда, находящегося в управлении управляющей организации. Фактически данное положение не только не будет способствовать развитию рынка управляющих организаций, а может, напротив, стать инструментом борьбы с конкурентами.
Комитет считает целесообразным определение размера компенсационных взносов пропорционально площади и технической характеристике обслуживаемого жилищного фонда, а также установление следующего порядка расходования средств компенсационного фонда: средства компенсационного фонда подлежат использованию только в тех случаях, когда возмещение ущерба не покрывается страховыми выплатами.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии устранения замечаний, изложенных в заключении.
На законопроект поступило 29 отзывов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 18 из которых поддерживают законопроект, 5 - замечаний и предложений к законопроекту не имеет, 2 - не поддерживают законопроект, 4 - поддерживают с замечаниями.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" с учетом доработки законопроекта ко второму чтению.
Первый заместитель |
Е.Л. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.