Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, В.Е. Межевичем, С.М. Киричуком, Ю.В. Росляком, А.М. Чернецким; депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным, О.В. Морозовым, М.Л. Шаккумом, Е.Л. Николаевой, а также В.П. Парфеновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается дополнить Жилищный кодекс Российской Федерации разделом IX, предусматривающий обязательное членство управляющей организации в саморегулируемой организации (далее - СРО).
Институт саморегулирования является эффективным инструментом подтверждения профессиональной компетенции организаций, работающих на конкурентном рынке. В тоже время конкурентные отношения в сфере управления жилищным фондом пока еще не привели к формированию полноценной рыночной среды. Эффективному управлению многоквартирными домами в настоящее время мешает не отсутствие обязательного членства в СРО, а отсутствие реальной конкуренции между управляющими организациями. А реальной конкуренции зачастую мешают стереотипы прошлых подходов административного руководства сферой управления многоквартирными домами со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представляется, что в настоящее время важно сохранить понимание собственниками помещений в многоквартирном доме новой роли - лиц, принимающих решения в отношении своей собственности и ответственных за такие решения. Членство же специализированных организаций в СРО на добровольной основе может служить преимуществом при ее выборе собственниками помещений в многоквартирном доме.
В отношении предлагаемых законопроектом предложений необходимо отметить следующее.
Ситуация с саморегулированием в сфере управления многоквартирными домами достаточно сильно отличается, например, от ситуации в сфере строительства. Там саморегулирование заменило систему лицензирования. Но саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами действует в условиях функционирования в неизменном виде системы государственного контроля: это государственные жилищные инспекции регионов, органы Роспотребнадзора и Ростехнадзора. Разделом IX законопроекта не предусмотрено какое-либо уменьшение функций указанных органов контроля и надзора, либо их разграничение.
Предложенный раздел IX законопроекта предусматривает обязательность членства управляющих организаций в СРО, при этом договор управления многоквартирным домом может заключаться собственниками только с управляющими организациями, являющимися членами СРО. То есть исключение из СРО будет являться основанием для расторжения договора управления многоквартирным домом независимо от воли общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Необходимо проработать вопрос о судьбе многоквартирных домов, находящихся в управлении таких организаций, членство которой в саморегулируемой организации было прекращено.
Необходимо обратить внимание, что даже при сложившихся отношениях в сфере строительства реализация принципа обязательности членства в СРО сталкивается со множеством проблем (несмотря на высокие требования, предъявляемые к застройщикам, качество их работы не повысилось, много случаев игнорирования Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Существующие саморегулируемая организация в сфере строительства этому никак не противостоят. Существует вероятность, что такая же низкая эффективность будет на практике при введении обязательности членства управляющих организаций в саморегулируемых организациях.
Законопроект не учитывает возможность подачи некоммерческими организациями документов в электронном виде, а также порядка межведомственного и межуровневого взаимодействия при придании статуса саморегулируемым организациям.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству считает, что проект федерального закона N 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, В.Е. Межевичем, С.М. Киричуком, Ю.В. Росляком, А.М. Чернецким; депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным, О.В. Морозовым, М.Л. Шаккумом, Е.Л. Николаевой, а также В.П. Парфеновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации требует доработки с учетом замечаний.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.