Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 253826-5 "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления уголовной ответственности за преступления в области загрязнения вод)
Досье на проект федерального закона
Порча питьевой воды путем сброса или введения иным способом загрязняющих веществ в систему водоснабжения с целью причинения вреда людям, а также за покушение или угрозу загрязнения, засорения, истощение поверхностных или подземных вод, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству Уголовный кодекс Российской Федерации квалифицирует как уголовные преступления.
Уголовной ответственности за экологические преступления в сфере охраны вод от загрязнения в Уголовном кодексе Российской Федерации посвящены две содержащие специальные составы статьи: 250 "Загрязнение вод" и 252 "Загрязнение морской среды".
За совершение или угрозу таких преступлений в большинстве государств предусмотрено, наряду со взысканием штрафа, лишение свободы на сроки значительно превышающие 5 лет.
Необходимое условие охраны питьевой воды от загрязнения - обеспечение чистоты подземных вод, являющихся ее основным источником. Поэтому строительные работы, связанные с инжекцией (бурением, вдуванием, нагнетанием, впрыскиванием, вводом), представляют потенциальную опасность для водоносных слоев, поскольку могут привести к их разрушению и загрязнению токсичными и иными загрязняющими веществами.
Предусмотренный статьей 250 состав преступлений - материальный, поскольку в диспозиции статьи предусмотрено причинение существенного вреда. Этот вред в соответствии с формулировкой данной статьи можно рассматривать как реальный ущерб. Между тем вред может выражаться также в невозможности использования вод в результате загрязнения, засорения и истощения по их целевому назначению (судоходство, купание людей и место отдыха, рыболовство, орошение сельскохозяйственных земель и др.), что влечет за собой дополнительные расходы по очистке или пополнению водных объектов.
Однако установленный штраф в части первой статьи 250 в размере до 80 тысяч рублей или в размере до 200 тысяч рублей во второй ее части за причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации несоизмеримы с уголовным наказанием.
Например, в США уголовное законодательство устанавливает запрещение использование емкостей содержащих свинец или имеющих свинцовое покрытие. Умышленное производство и реализация предназначенных для питьевой воды в охладительных аппаратах, камерах, установках, агрегатах, цистернах и иных емкостях этого запрета - является преступление средней тяжести. Наказание - штраф и (или) лишение свободы сроком до пяти лет.
Если санкции за экологические преступления в области охраны вод от загрязнения в соответствии с уголовным законодательством США представляются чрезмерно суровыми, то санкции в УК РФ являются, по мнению авторов, недостаточными.
Наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного преступления. Это принцип любого уголовного законодательства. Однако часть 1 статьи 250 УК РФ предусматривает менее строгое наказание по сравнению с частью 1 статьи 252 УК РФ, хотя в первом случае речь идет об уже фактически причиненном существенном ущербе, а во втором - только о возможности его причинения. По мнению авторов, деяния, в соответствии с частью 1 или 2 статьи 250, следовало бы отнести к категории преступлений небольшой тяжести и предусмотреть наказание в виде лишения свободы в первой части до 2 лет, а во второй части - увеличить с двух лет увеличить до 3 лет.
Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в настоящее время являются одними из основных юридических актов Российской Федерации в области международного морского права, принятыми в соответствии с ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
С принятием указанных Федеральных законов Российская Федерация впервые получила возможность осуществлять хозяйственную деятельность на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в интересах сохранения богатств для своего народа, обеспечения экономической независимости и суверенитета.
Меры наказания за преступления на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Уголовном кодексе Российской Федерации оказались значительно ниже мировых (например, в США, Франции, Канаде, Австралии они достигают десятков и сотен миллионов долларов США).
Норвежские власти предъявили владельцам российских судов "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Пакрамович" штрафные санкции только за перегрузку рыбы с одного судна на другое в территориальном море Норвегии в размере 768 тысяч долларов США, а каждый день, проведенный под арестом, обходился российским судам в общей сложности в 55 тысяч долларов США.
Многие страны высокие штрафы связывают со значительными расходами, связанными с выявлением преступников, их преследованием, задержанием, арестом и доставкой в морской порт. Поэтому ряд резолюций и протоколов Совета Безопасности ООН позволяет при задержании применять все силы вплоть до открытия огня и преследования преступников за пределами исключительной экономической зоны - в открытом море, что отражено в Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Загрязнение нефтепродуктами, другими производственными и бытовыми отходами представляет наибольшую угрозу Мировому океану. Поэтому еще в 1954 году в Лондоне была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Вопросам охраны Мирового океана от загрязнения посвящено большое число других правовых актов: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Конвенция по предотвращению загрязнения сбросами с судов, с поправками Протокола к Международной конвенции 1973 г. о предотвращении загрязнения сбросами с судов и другие.
Названные международно-правовые акты устанавливают принцип "загрязнитель платит", а загрязнителями как раз могут быть (и зачастую являются) транспортные организации, береговые службы и частные судовладельцы.
Одним из основных морских путей является Северный морской путь (СМП) - главная национальная морская коммуникация России в Арктике, имеющая жизненно важное значение для большинства государств, как единая транспортная система, связывающая европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных рек Сибири. Полярные моря российской Арктики связаны многочисленными интегральными связями с прилегающими районами российского Севера и играют в его экономике значительную роль. Всего в российской Арктике на протяжении СМП находится около 50 портов, порт-пунктов и терминалов.
Охрана СМП от загрязнения также должна стать одной из наиболее важных задач государства, так как от загрязнения страдает как животный мир, так и граждане, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока и штраф в размере 200 тысяч в первой части статьи 252 и 40 тысяч рублей во второй части статьи несоизмерим с нанесением ущерба.
Наиболее действенным наказанием в первой части статьи 252 УК РФ за загрязнение морской среды остается только штраф, который необходимо повысить до пятисот тысяч рублей, так как уголовное наказание для иностранных граждан допустимо в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года только в виде штрафа, но не в виде лишения свободы.
Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права.
При подготовке законопроекта авторами полностью учтены замечания, изложенные в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2009 года N 4178п-П-9 и в официальном отзыве Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2009 года N 2/общ - 1951.
Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления уголовной ответственности за преступления в области загрязнения вод)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления уголовной ответственности за преступления в области загрязнения вод) не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления уголовной ответственности за преступления в области загрязнения вод)
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления уголовной ответственности за преступления в области загрязнения вод) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.