Заключение Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 253826-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Ю.А. Напсо, С.В. Ивановым, Ю.В. Коганом
Досье на проект федерального закона
Авторы законопроекта предлагают внести изменения в статьи 250 (Загрязнение вод) и 252 (Загрязнение морской среды) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) в части, касающейся усиления уголовной ответственности за преступления в области загрязнения вод. По их мнению, установленные УК РФ санкции являются недостаточными и несоответствующими характеру и степени общественной опасности совершенных экологических преступлений.
Рассмотрев данный законопроект, Комитет отмечает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, при этом споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. Главой 7 Водного кодекса Российской Федерации за нарушение водного законодательства установлена административная и уголовная ответственность.
Если рассматривать состав статьи 250 УК РФ, то обязательным признаком, характеризующим объективную сторону данного преступления, является загрязнение, засорение, истощение вод с причинением существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
Водный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность виновных лиц устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред, для исчисления размера которого применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 года N 87.
В соответствии с указанной методикой исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
Таким образом, в соответствии с законопроектом, лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, возмещают его в полном объеме.
Аналогичное увеличение штрафов предполагается и в части санкций статьи 252 УК РФ, объектом преступления которой являются отношения по обеспечению охраны морской среды от загрязнения и правомерности ее использования.
Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года) (далее - Конвенция) возлагает на Российскую Федерацию выполнение своих международных обязательств по защите и сохранению морской среды. При этом важно отметить, что основной смысл статьи 235 ("Ответственность") Конвенции заключается не в привлечении к ответственности, хотя она ее и не исключает, а в "получении в короткие сроки надлежащего возмещения или другой компенсации ущерба, причиненного загрязнением морской среды".
В последние годы наблюдается четко выраженный низкий числовой показатель осужденных за экологические преступления по статьям, предусматривающим ответственность за загрязнение вод и морской среды.
Так, проанализировав динамику зарегистрированных экологических преступлений в Российской Федерации с 2003 по 2007 годы, за указанный период выявлено преступлений по статье 250 УК РФ - 127, лиц, его совершивших - 34; по статье 252 УК РФ - 54, лиц, его совершивших - 24. Для сравнения, за аналогичный период выявленных преступлений по статье 256 (Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов) УК РФ - 77 216, лиц, его совершивших - 72 897.
Низкая эффективность применения уголовной ответственности объясняется, в частности, отсутствием до настоящего времени методик определения уровней загрязнения.
Теперь, с применением судами указанной выше Методики, в каждом конкретном случае будет определен объем возмещения экологического вреда, а также рассчитаны фактические затраты, которые понесет правонарушитель. При этом сумма компенсации может быть больше предельного размера штрафа, предусмотренного статьей 46 УК РФ, который варьируется в определенных границах (от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей).
Также, в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет соответственно в полном объеме.
Таким образом, денежное взыскание не будет направлено на возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
То есть авторами законопроекта, предложившими только ужесточение уголовного наказания, с точки зрения Комитета, не учитываются особенности описанной выше системы взаимоувязанных компенсационных для окружающей среды мер с одной стороны, и карательных мер в отношении нарушителей природоохранного законодательства, с другой стороны.
В связи с изложенным, вопрос целесообразности принятия проекта федерального закона N 253826-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в первом чтении следует рассматривать с учетом вышеизложенных замечаний и мнения ответственного Комитета.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.