Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 132774-5 "О внесении изменения в статью 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения оснований принятия решения о развитии застроенной территории в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург), внесенному Московской городской Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25 декабря 2008 года (протокол N 77, пункт 25) Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 132774-5 "О внесении изменения в статью 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения оснований принятия решения о развитии застроенной территории в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург), внесенный Московской городской Думой.
Законопроектом предлагается установить возможность принятия решений о развитии застроенной территории, если на такой территории расположены многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются не только на основе муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления, но и на основе адресных программ, утвержденных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Это предлагается делать в случае, если законами указанных субъектов Российской Федерации принятие решений о развитии застроенных территорий не отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований.
Данное предложение в целом выглядит логичным, поскольку согласно части 3 статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами этих субъектов Российской Федерации. При этом ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге принятие решений о развитии застроенной территории к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований не отнесено.
Вместе с тем Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления отмечает смешение понятий, допущенное в законопроекте. Во-первых, понятие "полномочие" смешивается с понятием "вопрос местного значения". Во-вторых, принятие решений о развитии застроенной территории отождествляется с планированием на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления, сноса и реконструкции многоквартирных домов.
Пунктом 6 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) принятие решений о развитии застроенных территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности. Вопрос местного значения по принятию подобных решений Федеральным законом не предусмотрен. При этом необходимо отметить, что анализ статей 46.1 - 46.3 Кодекса позволяет усмотреть прямую связь полномочия по принятию решений о развитии застроенных территорий с решением таких вопросов местного значения, как владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Тем более неверно рассматривать в качестве вопроса местного значение принятие представительным органом муниципального образования адресных, равно как и других, программ. Такие программы являются не целью деятельности органов местного самоуправления, а средством их достижения, то есть полномочием по решению вопросов местного значения - именно это следует из смысла статьи 17 Федерального закона.
Кроме того следует обратить внимание на то, что Кодекс уже содержит специальную статью "особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге" (единственная статья 63 в одноименной главе 9). В связи с этим целесообразность установления оговорок об особом порядке осуществления органами власти Москвы и Санкт-Петербурга тех или иных полномочий в сфере градостроительной деятельности непосредственно по тексту Кодекса нуждается в дополнительной проработке.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает, что проект федерального закона N 132774-5 "О внесении изменения в статью 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенный Московской городской Думой, нуждается в существенной доработке с учетом замечаний, высказанных в настоящем заключении. В представленной редакции законопроект поддержан быть не может.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.