Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики", внесенному депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым, Н.В. Комаровой, Ю.А. Липатовым, Е.А. Туголуковым, членом Совета Федерации А.Н. Лоторевым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по промышленности отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение комплекса изменений в федеральное законодательство, направленных на стимулирование энергосбережения, повышение энергетической эффективности и уровня экологической безопасности национальной экономики, устанавливающих:
- нормативы распределения платы за использование отдельных видов энергонеэффективных устройств и помещений, введение которой предлагается проектом федерального закона N 111730-5 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности";
- полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части повышения энергетической и экологической эффективности национальной экономики;
- административные санкции за уклонение от подачи энергетической декларации, предоставления сведений о коэффициентах энергоэффективности, предоставление заведомо ложных сведений, уклонение от внесения платы за использование отдельных видов энергонеэффективных устройств и помещений;
- систему планирования повышения экологической эффективности;
- обязанность ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, перечня наилучших существующих (экологически чистых) технологий;
- меры поддержки повышения экологической эффективности при осуществлении предпринимательской деятельности;
- порядок проведения экологического аудита;
- обязанность исполнителей государственного заказа использовать энергоэффективное оборудование, соблюдать требования по энергетической эффективности создаваемых или реконструируемых зданий (помещений).
Комитет отмечает, что принятие законопроекта будет способствовать активизации инвестиционного процесса в российской промышленности, росту спроса на целый ряд видов промышленной продукции, повышению уровня экологической безопасности промышленных предприятий.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым уточнить и дополнительно обсудить отдельные положения законопроекта при его подготовке ко второму чтению.
По мнению Комитета, предлагаемый статьей 1 законопроекта норматив распределения поступлений платы за использование устройств и помещений, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным и коэффициент энергоэффективности которых не соответствует достаточному уровню, между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (50 процентов - в федеральный бюджет, 50 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации) требует дополнительного обоснования с учетом предполагаемых объемов таких поступлений и сроков введения в действие данной нормы.
Комитет полагает целесообразным дифференцировать предусмотренные предлагаемой редакцией статей 19.12 и 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях санкции за уклонение от подачи энергетической декларации или предоставление заведомо ложных сведений в энергетической декларации и уклонение от предоставления сведений о коэффициентах энергоэффективности устройств и помещений или за предоставление заведомо ложных сведений. По мнению Комитета, сознательная дезинформация органов государственной власти и потребителей продукции, попадающей под действие норм по ограничению оборота и использования энергонеэффективных устройств, должна влечь более высокий административный штраф, чем, например, несвоевременное представление указанных сведений в контролирующие органы.
Комитет отмечает необходимость уточнения и приведения в соответствие со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Главы 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положений предлагаемой законопроектом редакции статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривающих возможность субсидирования инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
По мнению Комитета, в предлагаемой законопроектом новой статье 10.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" целесообразно определить формы участия субъектов промышленной деятельности, а также некоммерческих организаций предпринимательского сообщества в разработке федерального плана повышения экологической эффективности, планов повышения экологической эффективности субъектов Российской Федерации, планов повышения экологической эффективности муниципальных образований.
Комитет считает необходимым дополнить законопроект положениями, вносящими изменения в Федеральный закон 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в части формирования экономических механизмов стимулирования энергосбережения путем развития рынка высвобождаемой присоединённой электрической мощности и потребляемой нагрузки.
Создание рынка высвобождённой мощности предполагает выполнение условий, при которых потребители энергии, проведя энергосберегающие мероприятия самостоятельно или посредством специализированных энергосервисных компаний, смогут переуступить на рыночной основе высвобождённую мощность новым потребителям (застройщикам, инвесторам) заинтересованным в технологическом присоединении. Таким образом, в данной модели "рынка присоединённой мощности и потребляемой нагрузки" становится возможным реализовать систему отношений между заинтересованными лицами по высвобождению и перераспределению присоединённой мощности в условиях наличия альтернативы в виде фиксированного тарифа на присоединение.
В условиях энергетического дефицита, испытываемого российской промышленностью и строительным комплексом, высвобождение и перераспределение электрической мощности позволит удовлетворять спрос на нее в пределах сложившегося энергобаланса. При этом доход от реализации высвобожденной электрической мощности, получаемый лицами, осуществляющими мероприятия по энергосбережению, позволит существенно повысить уровень окупаемости таких проектов.
По мнению Комитета, указанные замечания устранимы при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом вышеизложенного, Комитет по промышленности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.Д. Маслюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.