Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики", внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Комаровой, Ю.А. Липатовым, В.Г. Драгановым, Е.А. Туголуковым, Г.В. Гудковым, А.Н. Ищенко, членом Совета Федерации А.Н. Лоторевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики" и отмечает следующее.
Законопроект направлен на формирование в законодательстве Российской Федерации связной совокупности норм, обеспечивающей регулирование правоотношений и создание стимулов для энергосбережения, повышения энергетической и экологической эффективности процессов и устройств посредством внедрения наилучших существующих (экологически чистых) технологий, при применении которых достигается снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающих плату за использование устройств и помещений, коэффициент энергоэффективности которых не соответствует достаточному уровню. Комитет считает это предложение авторов понудит установленный законопроектом круг лиц применять технологии, устройства, теплоизоляционные материалы, обеспечивающие энергосбережение.
Внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов российской Федерации" и в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает то, что соответствующие органы государственной власти и органы власти муниципальных образований наделяются полномочиями в области планирования энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности. Предлагаемое авторами расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов власти муниципальных образований обеспечит целевое планирование достижения соответствующих показателей энергоэффективности хозяйственной деятельности и ответственность их за реализацию этих планов.
Комитет поддерживает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по применению мер административной ответственности за уклонение от:
подачи энергетической декларации; предоставления сведений о коэффициенте энергоэффективности устройств и помещений; внесения платы за использование устройств и помещений, коэффициент энергоэффективности которых не соответствует достаточному уровню.
За названные правонарушения предполагается наложение административного штрафа, размер которого ощутимо скажется на финансовом состоянии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушивших законодательство в области повышения энергетической и экологической эффективности.
Посредством внесения изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" уточняется понятие "наилучшие существующие (экологически чистые) технологии"; устанавливаются требования в области планирования повышения экологической эффективности; определяется порядок формирования перечня наилучших существующих (экологически чистых) технологий; устанавливаются меры государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добивающихся на практике повышения экологической эффективности при осуществлении предпринимательской и иной деятельности; расширяются нормы, регулирующие процедуру осуществления экологического аудита, при организации и проведении которого будут использоваться принципы, заложенные в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Комитет считает целесообразным внесение изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которым перечень целей и задач технического регулирования дополняется задачами по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности.
Комитет поддерживает внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусматривающих обязанность подрядчиков использовать устройства, помещения, энергоемкость которых соответствует нормативной энергоемкости технологического процесса, помещения.
Предложение авторов законопроекта признать утратившим силу Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении", носящий декларативный характер, у Комитета не вызывает возражений.
Комитет считает, что внесение изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", касающихся установления порядка осуществления технического надзора и контроля в электроэнергетике, нуждается в уточнении, поскольку регулирование этого порядка в предложенной авторами редакции не соответствует предметной области рассматриваемого законопроекта. Так, например, статья 28 названного Закона направлена на техническое регулирование и контроль в электроэнергетике; содержит перечень вопросов, по которым принимаются технические регламенты; регулирует порядок медицинских осмотров работников, занятых в электроэнергетике; устанавливает ограничения права пользования и (или) владения объектами электросетевого хозяйства в оговоренных случаях и другие вопросы. При этом нормы статьи 28 названного Закона не связаны с решением вопросов энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности, которые подпадают в предметную область законопроекта. Комитет полагает целесообразным дополнить статью 28 названного Закона нормами об энергосбережении, повышении энергетической и экологической эффективности, которые бы подпадали под порядок осуществления технического надзора и контроля в электроэнергетике.
В качестве недостатка законопроекта Комитет отмечает также и то, что в отношении количественного значения параметров законопроекта используются разные подходы и критерии оценки. Например, для уровня коэффициента энергетической эффективности в статье 1 используется определение "достаточный уровень", в статье 8 в отношении энергоемкости используется определение "нормативная энергоемкость". Комитет считает, что понятие "достаточный" создает возможность для его субъективного толкования, в связи с чем целесообразно ко всем количественным параметрам законопроекта применять критерии, основанные на нормативных показателях. Данный подход обоснован понятием "технологический норматив", определение которого приводится в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и который связан с понятием "наилучшая существующая технология" из этого же Закона, которое, в свою очередь, развивается в законопроекте посредством внесения указанных выше изменений в названный Закон.
При этом Комитет считает, что отмеченные недостатки могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 111741-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики".
Заместитель председателя Комитета |
В.В. Прозоровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.