Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 513630-5 "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", внесенному депутатами Государственной Думы В.Е. Шудеговым, О.Л. Михеевым, С.М. Мироновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
Законопроектом предлагается отдельным категориям педагогических работников (в том числе руководящим работникам) государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений предоставлять в безвозмездное пользование персональный компьютер (ноутбук), а также компенсировать стоимость ежемесячной абонентской платы или ее части за работу в сети Интернет по минимальному тарифу, но не более 250 рублей в месяц.
Обращаем внимание, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Учитывая вышеизложенное, отдельное законодательное закрепление предлагаемого законопроектом положения нуждается, на наш взгляд, в дополнительном обсуждении.
Следует также учитывать, что реализация законопроекта повлечет расходы, покрываемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, может повлечь необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности отдельных субъектов Российской Федерации уже в текущем финансовом году в силу установленного статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принципа единства бюджетной системы, основанного на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение с целью финансового обеспечения выполнения задач и функций государства и местного самоуправления. Такое выравнивание бюджетной обеспеченности может быть реализовано либо путем предоставления бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации соответствующих межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, либо путем перераспределения между бюджетами субъектов Российской Федерации общего объема средств, уже выделенных из федерального бюджета.
Изложенная позиция, предусматривающая возложение ответственности за выполнение субъектами Российской Федерации соответствующих полномочий не только на них, но и на Российскую Федерацию, подтверждается также решением Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которым отнесение к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения обеспечения мерами социальной поддержки отдельной категории граждан не освобождает Российскую Федерацию от обязанности гарантировать надлежащее осуществление субъектами Российской Федерации указанных полномочий, в том числе предусмотреть их необходимое финансовое обеспечение при регулировании межбюджетных отношений (см. определение от 18 апреля 2006 года N 85-О).
Таким образом, законопроект должен содержать положения, определяющие источник и порядок финансирования расходов, необходимых для его реализации, в силу требований пункта 1 статьи 83 БК РФ, в соответствии с которым в случае принятия закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Принимая во внимание срок вступления в силу будущего федерального закона с 1 января 2012 года (за исключением подпункта 3 статьи 1 законопроекта), содержание законопроекта следует соотнести с пунктом 2 статьи 83 БК РФ, предусматривающим выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Заместитель начальника |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.