Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию от 13 апреля 2012 г.
на проект федерального закона N 548088-5 "О внесении изменений в пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения обязательного вступительного испытания по русскому языку при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования), внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, М.С. Рохмистровым, С.В. Ивановым, А.В. Островским
Досье на проект федерального закона
В представленном законопроекте предлагается в законодательство Российской Федерации об образовании внести изменения, закрепляющие введение обязательного дополнительного вступительного испытания в виде сдачи государственного экзамена по русскому языку (устно и письменно) для всех поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, введение обязательного дополнительного вступительного испытания в виде сдачи государственного экзамена по русскому языку (устно и письменно) необходимо для подтверждения того, что абитуриент, поступивший в образовательное учреждение на основании результатов единого государственного экзамена, тем не менее, в достаточной степени владеет русским языком, на котором ведется преподавание в образовательном учреждении.
В то же время, действующей нормативной правовой базой данный вопрос урегулирован. Так, согласно пункту 4 Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 года N 362, "Освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по русскому языку и математике". Пунктом 5 данного Положения предусматривается, что "Государственная (итоговая) аттестация по всем общеобразовательным предметам, указанным в пункте 4 настоящего Положения (за исключением иностранных языков), проводится на русском языке".
Согласно пункту 4.2. статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" "Результаты единого государственного экзамена признаются ... образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.".
В соответствии с пунктом 40 Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N 2895, перечень вступительных испытаний, установленных вузом, в обязательном порядке для всех категорий поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования должен включать вступительные испытания по русскому языку, как государственному языку Российской Федерации.
Перечень дополнительных вступительных испытаний также регламентирован нормами федерального законодательства (пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании", пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Вводимое авторами законопроекта понятие "обязательное дополнительное вступительное испытание в виде сдачи государственного экзамена" является некорректным и порождает неоднозначное толкование.
По мнению Комитета Государственной Думы по образованию, принятие рассматриваемого законопроекта приведет к нарушению прав граждан на одновременное участие в конкурсах в нескольких вузах, что предусмотрено действующим законодательством.
На данный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 18 субъектов Российской Федерации, причем 7 из них отрицательные,
- высших исполнительных органов государственной власти 27 субъектов Российской Федерации, причем 10 из них отрицательные.
3 субъекта Российской Федерации поддержали данный законопроект.
2 субъекта Российской Федерации не поддержали данный законопроект.
Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.