Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 560923-5 "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О полиции", внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, Г.В. Гудковым, А.Д. Куликовым, А.К. Луговым, а также М.В. Гришанковым, В.С. Чернявским, С.И. Шавриным, В.А. Стальмаховым, А.Я. Лебедевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 560923-5 "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О полиции", внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, Г.В. Гудковым, А.Д. Куликовым, А.К. Луговым, а также М.В. Гришанковым, В.С. Чернявским, С.И. Шавриным, В.А. Стальмаховым, А.Я. Лебедевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Согласно данному законопроекту статью 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", - содержащую переходные положения, касающиеся осуществления компетентными государственными органами отдельных функций и полномочий на определенный период (до- и после введения в действие названного Федерального закона), - предлагается дополнить нормой, предусматривающей продление до 1 января 2013 года возможности содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации в специально отведенных помещениях органов внутренних дел (полиции).
Такой порядок содержания указанной категории иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривается сохранить в течение некоторого времени, необходимого для создания специальных учреждений для содержания депортируемых и выдворяемых за пределы нашей страны иностранных граждан и лиц без гражданства в субъектах Российской Федерации в результате соответствующих мероприятий органов государственной власти данных субъектов, (которые намечается осуществить в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15 июня 2010 года N Пр-1729).
Авторы рассматриваемой законодательной инициативы в пояснительной записке к законопроекту указывают, что упомянутые специальные учреждения в субъектах Российской Федерации не могут быть созданы в ранее намеченные сроки в абсолютном большинстве этих субъектов, что с одной стороны, делает невозможным своевременное выполнение требований части 1 статьи 54 Федерального закона "О полиции" о передаче от органов внутренних дел (полиции) обязанностей по осуществлению депортации и административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а с другой стороны позволит достаточно большому числу иностранных граждан и лиц без гражданства уклоняться от исполнения судебных решений об их выдворении или решений об их депортации, принятых уполномоченными должностными лицами Федеральной миграционной службы.
При этом, по мнению авторов представленного законопроекта, предусмотренное в их проекте продление переходного периода по передаче полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, от органов полиции к органам государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 1 января 2013 года позволит всем субъектам Российской Федерации завершить создание специальных учреждений обозначенного профиля и обеспечить исполнение требований закона.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что по своей содержательной направленности предмет регулирования рассматриваемого проекта федерального закона в определенной степени соотносится с тематикой внесенного депутатом Государственной Думы В.Н. Плигиным законопроекта N 632147-5 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", (согласно которому указанную статью 26.3, закрепляющую перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета этого субъекта (за исключением субвенций из федерального бюджета), - предлагается дополнить нормой, предусматривающей включение в сферу указанных полномочий также создание и обеспечение деятельности специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации).
Рассматриваемый проект федерального закона N 560923-5 соответствует Конституции Российской Федерации и в целом согласуется с нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации, а также не содержит противоречий с международными договорами нашей страны.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству обращает внимание на имеющуюся в тексте данного законопроекта юридико-техническую неточность (в части обозначения предельных сроков, в течение которых полиция продолжает исполнение своих определенных обязанностей до передачи соответствующих полномочий другим компетентным органам), - причем данная неточность возникает как в отношении первоначальной редакции части 1 статьи 54 Федерального закона "О полиции", так и в отношении действующей редакции обозначенной нормы. Однако Комитет считает, что отмеченная неточность не имеет принципиального значения и не вызывает каких-либо препятствий для рассмотрения представленной законодательной инициативы.
Вместе с тем, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что сохранение за органами полиции обязанности по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, - до создания в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предназначенных для этого специальных учреждений и введения таких учреждений в эксплуатацию (и в срок не до 1 января 2013 года, как предлагается в рассматриваемом законопроекте, а только до 1 июля 2012 года), - уже предусмотрено согласно новой части 1.2 статьи 54 Федерального закона "О полиции", введенной в данный законодательный акт согласно Федеральному закону от 6 октября 2011 года N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству принята к сведению актуальная информация уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию в сфере деятельности по организации и функционированию в субъектах Российской Федерации специальных учреждений, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, - Федеральной миграционной службы - о текущей ситуации с исполнением вышеобозначенного поручения Президента Российской Федерации от 15 июня 2010 года N Пр-1729 и о ходе создания упомянутых специальных учреждений.
В связи с этим Комитет оценивает как явно недостаточные темпы соответствующей работы по организации таких учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации и считает обоснованной выраженную авторами рассматриваемого законопроекта озабоченность по поводу возможного несоблюдения установленных сроков завершения данной работы.
Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству известна ранее выраженная официальная позиция Правительства Российской Федерации, оформленная в его Заключении на представленный проект федерального закона от 20 декабря 2011 г. N 6471п-П4, согласно которой данный законопроект не поддерживается, очевидно, в контексте предполагавшегося своевременного завершения мероприятий по созданию (к 1 июля 2012 года) во всех субъектах Российской Федерации специальных учреждений, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации,
Однако, на сегодняшний момент своевременная реализация указанных мероприятий явно невозможна, что объективно требует продления вышеобозначенных полномочий органов внутренних дел по содержанию в их учреждениях (помещениях) иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 560923-5 "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О полиции", внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, Г.В. Гудковым, А.Д. Куликовым, А.К. Луговым, а также М.В. Гришанковым, В.С. Чернявским, С.И. Шавриным, В.А. Стальмаховым, А.Я. Лебедевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "20" марта 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.