Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 567807-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым
(к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 567807-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Комитет Государственной Думы по культуре отмечает следующее.
Авторы законопроекта отмечают, что порядок распределения площадей наружных рекламных конструкций в действующей редакции закона не прописан.
Как видно из пояснительной записки, представленный законопроект предлагает установить порядок распределения площадей информационных полей рекламных конструкций между избирательными объединениями по аналогии с порядком распределения эфирного времени и печатной площади.
В этих целях часть 2 статьи 49, части 5, 6 и 11 статьи 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дополняются положениями, предусматривающими использование в ходе предвыборной агитации наружных рекламных конструкций и порядок оплаты площадей информационных полей рекламных конструкций.
Кроме того, законопроект содержит новую статью 52.1, регламентирующую условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на площадях информационных полей рекламных конструкций.
В связи с предлагаемыми изменениями в части использования площадей информационных полей рекламных конструкций по законопроекту имеются замечания концептуального характера.
Согласно части 9 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов.
В связи с этим положением необходимо иметь ввиду, что статья 2 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (пункт 1 части 2 прямо устанавливает, что названный Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.
Это означает, что действие Федерального закона "О рекламе" не охватывает политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Политическая реклама имеет свои характерные особенности.
Политическая реклама характеризуется публичностью (с использованием средств массовой информации она адресуется неопределенному кругу лиц, обладающих избирательными правами), разнообразием форм проявления (устные выступления, радиоролики, телереклама, интервью, газетные полосы, плакаты, листовки), эмоциональным подтекстом и способностью влиять на сознание человека.
Политическая реклама не направлена на непосредственное извлечение прибыли. Финансируется политическая реклама специальными субъектами: кандидатом или другими лицами, действующими в его интересах (партии, объединения, инициативные группы).
Таким образом, специфика политической рекламы и наличие признака политической цели вместо коммерческой исключают политическую рекламу из сферы действия Федерального закона "О рекламе".
Проектируемая же статья 52.1. законопроекта предусматривает обязанности владельцев рекламных конструкций в связи с выделением площадей информационных полей рекламных конструкций (выделение и резервирование названных площадей и др.).
Однако вопросы использования наружной рекламы и установки рекламных конструкций регламентируются статьей 19 Федерального закона "О рекламе".
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по культуре не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель |
С.В. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.