Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 100541-6 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" N 271-ФЗ от 30 декабря 2006 года предусмотрено, что с 1 января 2012 года на территории городов федерального значения, Москвы, Санкт-Петербурга, городов, численностью населения более 500 тыс. человек, а в остальных населенных пунктах и городах с января 2013 года, организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, а для сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков с 1 января 2015 года.
Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
В настоящее время все сельскохозяйственные и кооперативные рынки, наряду с капитальными сооружениями имеют широкую сеть закрытых и открытых павильонов, прилавков, ларьков, стоянок для продажи продукции с транспортных средств, что позволяет сельхозпроизводителям в сезон массового поступления урожая, более 50 процентов продуктов реализовать именно на таких рынках. Кроме того, в прошлом году на сельскохозяйственных рынках было реализовано тыс. тонн мяса, 220 тыс. тонн молока, 2,1 млн. штук яйца.
Это удобно и для покупателей, которые ведут закупки продукции, особенно в осенний период, в больших размерах и по более низким ценам. В конечном итоге это обеспечивает продовольственную безопасность страны.
Реализация установленной законом нормы приведет к тому, что большинство сельскохозяйственных рынков на территории городов, поселков городского типа и сельских районов свернут свою работу, а некоторые будут просто закрыты. Соответственно, отечественные сельхозпроизводители, а это не только крестьянские (фермерские хозяйства), но и владельцы личных подсобных хозяйств, дачники утратят возможность реализовать выращенную ими продукцию, а наши граждане будут лишены возможности приобретать продукты первой необходимости по доступной цене. Очевидно, что такая ситуация выгодна только крупным торговым сетям, которые зачастую имеют зарубежные корни. Кроме того, нужно иметь ввиду, что все сельскохозяйственные рынки являются комплексами, там продается молодняк скота и птицы, комбикорма, минеральные удобрения, сельскохозяйственный инвентарь, организована мелко-оптовая торговля и продажа с транспортных средств. На этих рынках продаются товары для повседневного обихода, одежда, обувь и другие.
В условиях жесточайшей конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей, действующие розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием граждан Российской Федерации.
Именно невысокая плата за торговое место на рынке и простота его получения сельхозпроизводителем, позволяет на сегодняшний день обеспечивать на рынках наличие доступных по цене и качеству отечественных сельскохозяйственных продуктов.
Очевидно, что запрет на торговлю вне капитальных зданий, сооружений и строений с 1 июня 2012 года повлечет существенное удорожание стоимости торгового места для сельских товаропроизводителей. В этом случае они не смогут реализовать выращенную продукцию.
Контрольные органы требуют начать подготовку проектной документации заблаговременно, заключать соглашение со строительными организациями. В настоящее время в период восстановления экономики страны после финансового кризиса, еще недостаточно времени и возможности получить доступные кредитные ресурсы.
В период вступления России в ВТО это вызывает удивление. Нас на рынке ждет серьезная конкуренция. Сельхозникам дать возможность реализовать часть выращенной продукции.
В связи с изложенным, законопроектом предлагается передать право муниципальным органам самостоятельно устанавливать сроки строительства комплексных зданий и сооружений для продажи отдельных видов продукции. При этом дата вступления в силу указанных положений в отношении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков вне зависимости от их территориального расположения не меняется и вступает в силу с 1 января 2015 года.
Срок завершения реконструкции на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга предлагается установить с 1 января 2014 год.
Для розничных рынков, расположенных в иных городах, в том числе городах с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, срок перевода рынков в капитальные здания предлагается передать исполнительным органам регионов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.