Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 100527-6 "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" направлен на обеспечение развития сельскохозяйственного производства путем пролонгации льготного режима налогообложения прибыли для тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на специальный налоговый режим - систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Действующая редакция статьи 2.1 Закона N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" определяет периоды, в течение которых сельскохозяйственные производители могут не уплачивать налог на прибыль или уплачивать его по пониженной ставке 18 процентов.
В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители в соответствии с действующим законодательством пользуются освобождением от налога на прибыль организаций. Однако с 1 января 2013 года они утратят право пользоваться указанной льготой.
Меры государственного регулирования, осуществляемые в последние годы, в том числе и по совершенствованию системы налогообложения, способствовали укреплению экономического положения сельскохозяйственных организаций. Доля убыточных организаций в сельском хозяйстве с 2004 по 2009 годы сократилась с 37 до 28 процентов, объем реализации продукции за тот же период времени увеличился с 432 млрд. рублей до 970 млрд. рублей.
Положительная динамика в экономическом развитии сельскохозяйственных организаций наблюдается в результате изменения аграрной политики государства, введения специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", привлечения долгосрочных кредитных ресурсов, проценты по которым субсидируются региональными и федеральными бюджетами.
Вместе с тем еще значительное число сельскохозяйственных организаций имеют неустойчивое финансовое положение и нуждаются в поддержке со стороны государства. Особенно это относится к хозяйствам, пострадавшим от суровой засухи текущего года.
В 41 регионе Российской Федерации от засухи погибли посевы на площади 13,3 млн. гектар. Это составляет более 29% от всех посевов. От неблагоприятных погодных условий пострадали 25,8 тысяч сельскохозяйственных предприятий. Общая сумма понесенных убытков превышает 41,3 млрд. рублей.
Последствия засухи негативно скажутся на результатах 2011 - 2013 годов. Правительство приняло меры по оказанию помощи пострадавшим территориям. Проводится отсрочка на 3-5 лет платежей, полученным сельхозпроизводителями по краткосрочным и долгосрочным кредитам.
В 2012 году истекает срок льготного налогообложения сельхозтоваропроизводителей. Вместе с тем, введение налога на прибыль в 2013 году приведет к отвлечению средств организаций сельскохозяйственной отрасли, которые могли бы быть направлены на финансирование увеличения производства продовольствия.
Законопроектом предполагается сместить верхние границы периодов, в течение которых может применяться нулевая налоговая ставка (до конца 2016 г.) и налоговая ставка 18 процентов (период с 2013 - 2015 гг. заменяется периодом с 2017 - 2020 гг.). Соответственно, начиная с 2021 года, налог на прибыль организаций будет уплачиваться по ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом продление действия льготного режима налогообложения прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей позволит закрепить позитивные тенденции в развитии агропромышленного комплекса, которые начали складываться в период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. Принятие указанных поправок необходимо для того, чтобы объективно учесть поступление доходов при формировании федерального бюджета 2012 - 2014 годов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.