Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 513630-5 "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части содействия доступа к сети интернет педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность по реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования), внесенный депутатами Государственной Думы В.Е. Шудеговым, О.Л. Михеевым, а также С.М. Мироновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 513630-5 "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании". Законопроектом предлагается предоставить отдельным категориям педагогических работников (в том числе руководящим работникам) государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, основным местом работы которых является соответствующее общеобразовательное учреждение, в безвозмездное пользование персональные компьютеры (ноутбуки), а также компенсацию стоимости ежемесячной абонентской платы или ее части за работу в сети Интернет по минимальному тарифу, но не более 250 рублей в месяц.
Как указывается в пояснительной записке, предоставление персональных компьютеров (ноутбуков) и компенсация стоимости абонентской платы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений являются новыми расходными обязательствами федерального бюджета. В то же время, в соответствии с действующим законодательством, финансирование расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Законопроект подготовлен без учета требований статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой законопроект должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Законодательное закрепление предлагаемого законопроектом положения в Законе Российской Федерации "Об образовании", без должной проработки вопроса об источниках финансирования, невозможно.
Проектом закона предусматривается адресная поддержка педагогических работников только общеобразовательных учреждений, в то время как основные программы общего образования реализуются и в иных образовательных учреждениях, имеющих лицензию на данный вид образовательной деятельности. Таким образом, принятие законопроекта приведет к созданию неравных условий труда для работников сферы образования, реализующих основные общеобразовательные программы.
Следует также отметить, что предоставление компьютеров работникам образовательных учреждений возможно в рамках существующего законодательства. Такое решение может быть принято субъектом Российской Федерации в рамках своих полномочий по финансированию расходов на технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, необходимые для реализации основных общеобразовательных программ.
В своих отзывах на законопроект органы государственной власти субъектов Российской Федерации отмечают, что для регионов вопрос предоставления педагогическим работникам компьютеров с выходом в интернет является актуальным, но приоритетным направлением в его решении является предоставление указанной возможности в стенах образовательных учреждений.
Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие законопроекта. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит существенные правовые замечания.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 23 субъектов Российской Федерации, 10 отрицательных и 13 положительных;
- высших исполнительных органов государственной власти 41 субъекта Российской Федерации - 34 отрицательных и 7 положительных.
При этом законопроект не поддержали 7 субъектов Российской Федерации. Субъектов Российской Федерации, поддержавших законопроект, нет.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 513630-5 "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.