Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 102281-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается внести изменения, направленные на совершенствование правового регулирования в области восстановления нарушенных земель, а также ужесточение административной ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Вопрос восстановления нарушенных земель стоит особенно остро. Добыча полезных ископаемых сопровождается разрушением почвенного покрова и естественных ландшафтов. В первую очередь, за счет ведения горных работ, разрушается геологическая среда. Вынос на поверхность громадной массы глубинных горных пород (по Кузбассу это около 15 млрд. куб. м) привел к процессам осадки поверхности, изменению рельефа местности, образованию депрессионных воронок, а также нарушает природное равновесие в миграции химических элементов, разрушает сложившиеся природные биоценозы.
При этом следует учесть, что отрицательное воздействие техногенных земель на окружающую среду проявляется не только сегодня, в наши дни, но неизбежно проявится, возможно, в больших масштабах, в будущем.
Статья 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстанавливать их плодородие. Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы". Действуют также основные положения о рекультивации земель, утвержденные приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67.
Вместе с тем данные нормативно-правовые акты являются актами общего правового регулирования, не учитывают особенностей экологической обстановки в регионах, а также содержат некоторые пробелы правового регулирования.
В соответствии с действующим законодательством, контроль за рекультивацией земель осуществляется только на самой последней стадии их использования - при приёме выполненных работ по рекультивации. При этом основным критерием качества восстановленных земель является соответствие фактического состояния рекультивированных земель проектным решениям, утверждённым самим же недропользователем.
Результативность контрольно-надзорных функций практически сводится к нулю, так как проекты рекультивации земельных участков предусматривают проведение этих работ, как правило, после окончания разработки всего месторождения через 20 и более лет. В целях сохранения экологической среды обитания и сокращения срока отрицательного воздействия на неё нарушенных земель необходимо поэтапное проведение рекультивации земельных участков, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых. На сегодняшний день в Российской Федерации более 1 млн. гектаров нарушенных земель, в том числе в Кемеровской области - свыше 68 тыс. гектаров. Эти земельные участки отрицательно влияют на гидрологический режим окружающей территории и загрязняют её продуктами водной и ветровой эрозии.
В целях устранения указанных проблем и с учётом приоритетности охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды данным проектом федерального закона предлагается:
дополнить перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня, проектной документацией по рекультивации нарушенных земель, за исключением проектной документации при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
ужесточить ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации нарушенных земель;
возложить обязанность по рассмотрению дел об административных правонарушениях по ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Принятие данной поправки в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" позволит ввести в оборот более 1 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, восстановить лесные угодья, создать водоёмы различного назначения, зоны отдыха, а самое главное - сохранить благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека.
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях обусловлено тем, что установленная в настоящее время сумма штрафа является недостаточной и не стимулирует пользователей земельных участков к полному и качественному проведению работ по рекультивации нарушенных почв. Размер штрафных санкций за указанное административное правонарушение должен быть сопоставим с примерной стоимостью работ по рекультивации земли.
Настоящий проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации и федеральным законам.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
С принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется внесения изменений в расходную или доходную часть федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
С принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется принятия, внесения изменений, дополнений, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.