Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 103894-6 "О внесении изменений в статью 21 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 16 и 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции""
Досье на проект федерального закона
Россия занимает 1 место в мире по употреблению алкоголя на душу населения, включая детей и стариков (18 литров спирта в год). По официальным данным алкогольной зависимостью в нашей стране страдает более 2 млн. человек, по неофициальным - эта цифра приближается к 10 млн. Возраст приобщения к алкоголю за последние годы снизился до 15 лет. По оценкам Всемирной организации здравоохранения в Российской Федерации из-за потребления алкоголя из 100 юношей до пенсии доживут лишь 40.
Мировая практика показала, что нормальное развитие "северной" страны невозможно без ограничительной алкогольной политики государства.
Сегодня российское законодательство связывает возможность самостоятельно приобретать алкогольные напитки с совершеннолетием, т.е. с достижением 18-летнего возраста. Однако, как показывают социологические и психологические исследования, 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя. Обычно подростки употребляют спиртные напитки под влиянием своих сверстников, "за компанию", не думая о негативных последствиях для своего здоровья.
Эта проблема в нынешний сложный экономический период становится особенно актуальной в связи с заметным ухудшением качества алкогольной продукции и неспособностью 18-летних подростков приобретать дорогой и качественных алкоголь. Это увеличивает вероятность приобретения ими дешевых суррогатов, что ставит под угрозу их жизни и здоровье.
В связи с этим, законопроектом предлагается увеличить возраст, с которого допускается продажа пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с 18 до 21 года. Соответствующее изменение вносится в статью 21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такой возрастной ценз установлен в США. В Норвегии крепкие алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 20-летнего возраста.
В 21 год молодой человек, оканчивающий высшее учебное заведение или уже работающий, сможет самостоятельно оценить для себя необходимость употребления алкоголя.
В настоящее время в Российской Федерации за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - розничная продажа алкоголя), установлена административная ответственность, а за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции уголовная ответственность. В качестве санкции за административное правонарушение установлен только административный штраф. В качестве санкции за уголовное правонарушение установлен штраф или исправительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Штраф за данные правонарушения не обеспечивает достижения цели наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, так как предпринимателю не сложно заплатить штраф. Расходы на оплату этого штрафа быстро окупятся прибылью от торговли с нарушением правил, в частности, продажей пива и алкогольной продукции несовершеннолетним лицам. Кроме того, не секрет, что аннулирование лицензии вследствие нарушения правил розничной продажи алкоголя не является эффективным способом борьбы с несоблюдением законодательства. Тот же самый собственник юридического лица, у которого была аннулирована лицензия, уже буквально через 2-3 месяца может зарегистрировать новое юридическое лицо, получить новую лицензию и продолжать торговать алкоголем до нового случая нарушения правил розничной продажи алкоголя. После этого собственник опять регистрирует новое юридическое лицо, получает новую лицензию, т.е. ситуация повторяется снова.
Законопроектом предлагается дополнить перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя юридическим лицам, собственники и руководители которых ранее привлекались к административной или уголовной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. По сути это означает пожизненную дисквалификацию для собственников и руководителей организаций, нарушающих правила продажи алкоголя. Иными словами, собственник фирмы, единожды нарушивший правила розничной продажи алкоголя, уже никогда не сможет заниматься бизнесом, связанным с оборотом алкоголя. Именно собственники и руководители фирм заинтересованы в увеличении своей прибыли даже путем нарушений правил торговли, и именно они дают указания продавцам на совершение противоправных действий. Соответственно, именно, они и должны нести основную ответственность.
Законопроект направлен на защиту здоровья и благополучия граждан Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 21 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 16 и 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции""
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 16 и 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"" не повлечет дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 16 и 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 16 и 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.